Крест преподобной Евфросинии Полоцкой создан в 1161 г. как ковчег для христианских святынь по благословению прп. Евфросинии Полоцкой золотых дел мастером Лазарем Богшей; вложен в Спасо-Преображенский собор полоцкого Евфросиниева монастыря.
Создание креста связано с такими деяниями прп. Евфросинии, как сооружение двух каменных храмов: во имя Спасителя и Богородицы. Для 1-го предназначался воздвизальный, напрестольный крест-реликварий. Для 2-го, как следует из Жития святой, она пожелала получить из Византии чудотворный образ Богородицы из Эфеса (см. ст. Эфесская икона Божией Матери). В XII в. связи полоцких князей и дома Комнинов носили родственный характер, что, вероятно, обусловило возможность прямой просьбы к имп. Мануилу I (1143-1180) и патриарху Луке Хрисовергу (1157-1170) «отпустить» Эфесскую икону. Очевидно, именно при передаче Эфесской иконы в Константинополе полоцким послам и были получены святыни для креста Евфросини Полоцкой. В крест были вложены: с лицевой стороны, в верхнем перекрестье,- капля Крови Спасителя, в нижнем перекрестье — частица Древа Креста Господня, с оборотной стороны, в верхнем перекрестье, — частицы камней от Гроба Пресв. Богородицы, в нижнем перекрестье,- частицы камней от Гроба Господня, в стволе креста (сверху вниз) — капля крови вмч. Димитрия Солунского, мощи архидиак. первомч. Стефана и вмч. Пантелеимона.
Упоминание и краткое описание креста прп. Евфросинии Полоцкой впервые встречаются в Никоновской, или Патриаршей, летописи (XVI в.) под 7071 (1563) г. в связи с походом царя Иоанна IV Грозного на Литву. Летописец упоминает, что на то время «крест Полотцкий» находился в «царской казне» и был взят в поход вместе с такими общерус. святынями, как Донская и Колочская иконы Божией Матери «и иные многие чюдотворные образы и кресты». Далее он с формулой «нецыи же поведают» сообщает историю привезения креста в Москву:
«…в прежние некогда… меж себя Смолняне и Полочане воевахуся, и тот крест честный Смолняне в Полотцку взяша в войне и привезоша в Смоленск; егда же… благочестивый государь князь великий Василий Иванович всеа Руси вотчину свою Смоленск взял, тогда же и тот крест обновити велели украсити, и… взя с собою» (ПСРЛ. 19653. Т. 13. С. 347).
Упомянутое в летописи перемещение креста из Полоцка в Смоленск, очевидно, произошло в период военных действий между этими княжествами в нач. XII — сер. XIII в. В Смоленске крест мог находиться в Успенском соборе или в одном из монастырей (Алексеев, Макарова, Кузьмич. 1996. С. 33). Там в 1495 г. была сделана копия Креста Прп. Евфросинии Полоцкой, для того, чтобы не опускать крест со святынями в воду при водосвятии, в надписи на копии креста упомянуто имя окольничего смоленского Александра Васильевича. В 1514 г. вел. кн. Василий Иоаннович захватил Смоленск и крест был вывезен в Москву в царскую казну. Поход Иоанна Грозного в 1563 г. вернул Полоцку его святыню: 15 февр. город был отбит у поляков, и 18 февр. царь
«повеле… итти во град Полотеск с пречюдным образом пречистые Богородицы Донским и с ыными образы чюдотворными и с честными кресты. Сам же царь… идяше за чюдотворными образы и с честными кресты» (ПСРЛ. 19653. Т. 13. С. 359).
Но уже в 1579 г. Полоцк был захвачен войском королём Польши и великим князем Литовским Стефаном Баторием. Опасаясь грабежей со стороны войск Батория, православные монахи спрятали реликвию. После находки крест был перенесен в Софийский собор, который после Брестской церковкой унии был передан униатам. Во владении униатами крест оставался до 1841 г. Униаты, как и православные, почитали данную реликвию. Изучавший крест униатский архимандрит Игнатий Кульчинский писал:
Будучи доктором философии в нашем монастыре, я часто наблюдал, как чтут память этой святыни инокини нашего монастыря и жители полоцкие, а также довольно обширного воеводства. В кафедральной церкви полоцкой до сих пор хранится золотой крест великолепной работы с разными мощами
В период войны с Наполеоном крест сохранялся в стене Софийского собора — в нише, наглухо замурованной кирпичом.
В 1833 г. генерал-губернатор Смоленский, Витебский и Могилёвский кн. Н. Н. Хованский ходатайствовал перед имп. Николаем I о перенесении Креста Прп. Евфросинии Полоцкой из униатского в православный храм, однако получил отказ. В 1839 г. в Полоцке был подписан акт о воссоединении западнорусских униатов с Православной Церковью. И только тогда святыня оказалась во владении Православной Церковью
В 1841 г. архиеп. Полоцкий и Витебский Василий (Лужинский) повез святыню на поклонение в Москву и С.-Петербург (владыка также рассчитывал собрать пожертвования для восстановления храмов епархии). В Москве крест прп. Евфросинии Полоцкой пребывал Успенском соборе Московского Кремля, где для него соорудили специальный аналой. По пути следования из Москвы в С.-Петербург молебны совершались в губернских городах. В С.-Петербурге по благословению св. Филарета (Дроздова), митр. Московского, крест прп. Евфросинии Полоцкой поместили в Синодальную церковь, но имп. Николай I распорядился перенести его для поклонения в Казанский собор. По возвращении креста в Полоцк 26 окт. 1841 г. он торжественным крестным ходом из Софийского собора в Спасо-Евфросиниев монастырь был определен на свое историческое место.
В 1921 г., в период кампании по изъятию церковных ценностей, крест прп. Евфросинии Полоцкой был реквизирован из Спасо-Евфросиниева монастыря и в том же году передан в Полоцкий финотдел. Озабоченность о судьбе креста прп. Евфросинии Полоцкой как выдающегося памятника древнерус. культуры в период гонения на Церковь проявляли сотрудники Оружейной палаты (ОП) Московского Кремля. Дважды, в 1924 и в 1925 гг., ученым советом ОП направлялись запросы в отдел музеев Главнауки Наркомпроса с просьбой «снестись с местным Полоцким губисполкомом и выяснить местонахождение этого Креста и степень обеспеченности его целости» (1925). Ко 2-му запросу была приложена записка с художественным анализом креста прп. Евфросинии Полоцкой, сделанным Н. Н. Померанцевым. В 1927 г. в Полоцк для переговоров с властями приезжал сотрудник ОП В. К. Клейн. В 1928 г. стала возможна специальная экспедиция Минского гос. музея во главе с директором В. У. Ластовским, которая и доставила крест прп. Евфросинии Полоцкой в Минск, где он некоторое время находился в музее. Оттуда в 1929 г. в связи с намерением перенести столицу Белоруссии из Минска в Могилёв (не осуществлено) крест прп. Евфросинии Полоцкой был передан в Могилёвский краеведческий музей. В 1933 г. в здание музея въехали Могилёвский обком и горком партии. По словам директора музея И. С. Мигулина, в старом помещении музея до начала войны оставался сейф с экспонатами, среди которых находился крест прп. Евфросинии Полоцкой Могилёв был занят нем. войсками 26 июля 1941 г. (оккупация продолжалась до 28 июня 1944), и сейф с ценностями эвакуировать не успели. Согласно этой версии, сейф был вскрыт и опустошен немцами, местонахождение его содержимого в наст. время неизвестно (Мигулин. Правда о кресте). Однако могилёвские старожилы сообщают о том, что в июле 1941 г. в здание вошла группа людей в форме НКВД, к-рые открыли сейф ключом, сложили ценности в подготовленные заранее мешки и отбыли в неизвестном направлении (Животворный символ Отчизны. 1998. С. 195). Согласно версии, предложенной Н. В. Петровским на основании части сохранившихся архивных документов, сейф был эвакуирован в Смоленск, который также вскоре был занят фашистами. В 1943 г. крест прп. Евфросинии Полоцкой вместе с др. ценностями был вывезен в Германию, дальнейшая его судьба неизвестна (Петровский Н. В. Кто же похитил Крест Евфросинии? // Он же. По следам утраченных шедевров. М., 2007. С. 68-76).
Интересно, что в 1943 и в 1945 годах секретарь ЦК КПБ П. К. Пономаренко дважды публично говорил о кресте, как о предмете искусства, который не был утрачен, а находился в распоряжении руководства СССР.
В 1990 году ООН была предпринята попытка отыскать крест в США (в собраниях фондов миллиардеров Морганов).
Нужно отметить, что многие исследователи убеждены в том, что «американский (моргановский)» след в деле о пропаже Святыни — ложный. И тут два варианта ответа на вопрос «почему?». Первый — это попытка отвести подозрения от тех, кто хранит крест Евфросинии Полоцкой в России, в частности в Москве (так до сих пор в Москве, в Государственном историческом музее, хранится ковчег для мощей преподобномученика Афанасия Брестского). Второй, связан с тем, что вместе с Крестом из Могилева вывозилось и Слуцкое Евангелие. И по описи эти две Святыни шли рядом. Удивительно, но Евангелие нашлось ни где-нибудь а именно на территории самой Беларуси на руках у одного из частных лиц, которое в начале 90-х годов передало его настоятелю одного из столичных храмов в знак благодарности за отпевание усопшего родственника. Не исключено, что и Крест постигла та же участь, что и Слуцкое Евангелие. И будем надеяться и молиться, чтобы Крест преподобной Евфросинии Полоцкой вернулся изначально уготовленное для него место пребывания.
Крест прп. Евфросинии Полоцкой являлся не только шедевром искусства Др. Руси, но и памятником письменности. Надпись, выгравированная на боковых пластинах, сообщает время создания, имя вкладчика и место вложения креста:
В год 6669 кладет Ефросинья святой крест в своем монастыре, у церкви святого Спаса. Дерево святое бесценное, обрамление его из золота и серебра, и камни и жемчуг на 100 гривен, а до… 40 гривен, пусть не выносят его из монастыря никогда, и не продают, и не отдают. Если не послушается кто и вынесет из монастыря, пусть не поможет ему святой крест ни в жизни этой, ни в будущей, пусть проклят будет он Святой Животворящей Троицей и святыми отцами… и пусть постигнет его доля Иуды, который продал Христа. Кто осмелится учинить такое… властитель или князь или епископ или игуменья, или другой какой человек, да будет на нем это проклятие. Ефросинья же, раба Христова, которая справила этот крест, обретет вечную жизнь со всеми святыми…
На оборотной стороне креста прп. Евфросинии Полоцкой внизу помещалась молитвенная надпись с указанием имени мастера:
«Господи, помози рабоу своемоу Лазарю, нареченномоу Богъши, съделавъшему крьстъ сии церкви святого Спаса и Офросиньи».
Облик утраченного креста зафиксирован на рисунке худож. Н. М. Менцова, сделанном в сент. 1841 г., в период пребывания креста прп. Евфросинии Полоцкой в Казанском соборе С.-Петербурга, судить о его цвете можно по хромолитографии с акварели М. Брукса (опубл. в кн.: Петров, Городецкий. 1890. С. 24. Вклейка). Известно, что в кон. XIX в. членом Совета Полоцкого церковного братства свящ. Михаилом Дубровским была сделана опись креста прп. Евфросинии Полоцкой Согласно описи, из 20 эмалевых иконок, находившихся в кресте, отсутствовала тогда одна, 5 других были повреждены. Как свидетельствует акт передачи креста прп. Евфросинии Полоцкой от 21 нояб. 1929 г., составленный Ластовским, изображения 3 святых были выломаны, а 13 был нанесен значительный ущерб. Из драгоценных камней уцелели 2 — аметист и гранат, на месте других остались пустые гнезда, в нек-рых находились кусочки разноцветного стекла. На верхней поперечине не хватало 2 пластин золота и дерева. Главным источником для изучения и последующего восстановления креста прп. Евфросинии Полоцкой стали негативы 1896 г., обнаруженные Л. В.
Алексеевым в архиве историка лит-ры и палеографа И.
А. Шляпкина (ныне архив Ин-та истории материальной культуры РАН). крест прп. Евфросинии Полоцкой представлял собой напрестольный 6-конечный крест длиной 113/6 вершка (51 см), верхнее перекрестье — 3 вершка (13,3 см), нижнее — 45/8 вершка (20,6 см). На кипарисовую основу были набиты пластины: золотые — на лицевую и оборотную стороны (по 11 на каждую), серебряные позолоченные — на боковые. Каждую из пластин (кроме боковых) украшали изображения святых и пальметты, выполненные в технике перегородчатой эмали, в той же технике были сделаны надписи на верхнем средокрестье. В средокрестьях помещалось 2 небольших креста (4-конечный вверху и 6-конечный в центре), декорированные треугольными и ромбовидными отверстиями. В лицевую сторону были вмонтированы драгоценные камни (для 8 больших сделаны сквозные отверстия в пластинах), по контуру крест оправлен жемчугом. На оборотной стороне — 4 прямоугольные выемки для мощей.
Крест прп. Евфросинии Полоцкой украшали следующие эмали (по состоянию на 1841): на лицевой стороне на верхней оконечности креста и поперечинах представлен 5-фигурный Деисус, в нижней части ствола помещены образы небесных покровителей семьи прп. Евфросинии, что говорит о поминальном характере вклада,- самой заказчицы (прп. Евфросиния Александрийская), ее отца (вмч. Георгий Победоносец) и матери (мц. София); на оборотной стороне, вверху, изображены свт. Иоанн Златоуст, на верхней поперечине — святители Василий Великий и Григорий Богослов (пластина утрачена, заменена другой с чеканными изображениями), на нижней поперечине — апостолы Петр и Павел (сохр. фрагменты), в нижней части ствола — вмч. Димитрий, архидиак. первомч. Стефан и вмч. Пантелеимон. Поздние чеканные вставки с оборотной стороны, в т. ч. в средокрестьях (верхняя с образом Богоматери, нижняя с орнаментом в виде равноконечных крестов), возможно, были выполнены в период реставрации креста прп. Евфросинии Полоцкой в XVI в.
Лазарь Богша, в совершенстве владевший приемами визант. техники перегородчатой эмали, «нарисовал» тончайшими перегородками образы святых и орнаментальные композиции и создал один из наиболее выразительных в христ. искусстве образов Иисуса Христа. Тонко очерченный строгий лик Спасителя визант. типа отличается подробной, точной разработкой, мастерски исполнена даже раздваивающаяся прядь волос на лбу.
24 авг. 1997 г. в кафедральном соборе во имя прп. Симеона Столпника в Бресте митр. Минским и Слуцким, Патриаршим экзархом всея Белоруссии Филаретом (Вахромеевым) было совершено освящение креста. В 1997 г., в канун праздника Воздвижения Креста Господня, воссозданный крест был торжественно привезен в Спасскую обитель, где хранится в наст. время. 23 июня 2001 г. крест, доставленный на несколько дней из Полоцка в Брест, в присутствии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был вложен в ставротеку, созданную Кузьмичом по его авторской разработке.
В 1997 г. в приветственном послании Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в частности отметил:
«Слава Богу, милостию Которого пятилетний труд белорусского мастера Николая Кузьмича ныне завершен, и я молитвенно приветствую его и всех вас, дорогие мои, с исполнением сего святого начинания.
Поздравляю белорусский народ, его духовных и светских руководителей, и верю, что настоящее событие вдохновит всех нас в нелегком деле подлинного духовного возрождения нашего богоспасаемого Отечества; верю, что воздвижение воссозданного Креста преподобной Евфросинии проявит лучшие творческие и духовные силы нашего народа, который все более объединяется под сенью Креста.
Крест Христов веками освящает Белую Русь от первых дней ее церковного и государственного бытия. На крестном историческом пути белорусского народа он укрепляет православных воспоминанием о Голгофских страданиях Спасителя, за которыми последовало Его тридневное Воскресение. И эта вера в Крест и Воскресение по сей день остается единственным незыблемым основанием народной жизни всей Святой Руси — Белой, Великой и Малой.
Ибо Сам Господь в небесном явлении Креста равноапостольному царю Константину начертал: «Сим победиши».
Веруем и мы, Господи, что все испытания на нашем жизненном пути мы победим силою Честнаго и Животворящаго Креста Твоего! Аминь.»
В послании Синода Белорусской Православной Церкви по случаю положения в Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь Креста была дана точная формулировка результата труда Белорусской Православной Церкви и мастера Николая Кузьмича — «Крест, сооруженный по образу и подобию Воздвизального Креста преподобной матери нашей Евфросинии, игумении Полоцкой», а также дано увещевание для всей паствы, верных чад Церкви и всего белорусского народа:
Возлюбленные братья и сестры! Когда нас обуревают злоба, зависть, гордыня и другие греховные состояния, нам надо молитвенно обратиться ко Кресту и вспомнить слова Спасителя: «…Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашым» (Мф. 11: 29).
Вносимый ныне в сию святую обитель древнего Полоцка Крест становится духовным средоточием Белорусской земли. Предстоя пред ним в этот праздничный день, помолимся, братья и сестры, о единстве сынов и дочерей Отечества нашего, в родной земле и в рассеянии сущих.
Когда же водворятся мир и братолюбие в сердцах наших, тогда «Господь крепость людям Своим даст; Господь благословит люди Своя миром» (Пс. 28: 11). Аминь.
Крест выносится для поклонения по воскресным дням во время совершения Божественной литургии, а также в отдельные дни по просьбе многочисленных почитателей. Ежегодно в праздник Воздвижения Креста Господня за всенощным бдением совершается чин Воздвижения креста прп. Евфросинии Полоцкой. Такой чин совершил в 2009 году Святейщий Патриарх Московский и всея Руси Кирилл I во время своего Первосвятительского визита в Белорусский экзархат и посещения Полоцкой Спасо-Евфросиньевской обители.
Спасо-Евфросиньевская Полоцкая обитель, сентябрь 2009 г.:
Оставить ответ
Вы должны вошли чтобы оставить комментарий.