День празднования Благовещения всегда один и тот же — 7 апреля. А день Пасхи каждый год меняет свое место. И все же Благовещение обычно находится невдалеке от Страстной недели. Оно как бы готовит людей к переживанию самых напряженных дней богослужебного года.
Эта близость Благовещения и Страстной не случайна. В предпасхальные дни люди вспоминают Распятие. Само слово «Cтрастная» означает «исполненная страданий». В жизни любого человека есть место страданиям. В Евангелии же описываются не просто страдания людей, но страдания Бога. Того Бога, что создал весь мир и людей. Того Бога, у которого нет тела. Того Бога, Который находится по ту сторону любых страданий. Спросите любого философа: «Может ли Божество, Абсолют страдать?». И ответ будет один: «Страдание — это нехватка чего-то, а в Абсолюте есть все, и потому никакой нехватки или страдания там быть не может».
Но произошло немыслимое: Бог оказался распятым. Абсолют оказался столь исполнен страдания, что вскричал: «Боже мой, Боже мой, почему Ты Меня оставил?». Все Евангелие говорит об этой тайне: Бог из любви к людям сделал себя доступным для смерти и страдания. Как? — «Слово стало плотью». Не переставая быть Богом, Творец принял в себя полноту человеческой жизни — со всеми радостями и печалями, присущими человеческому телу и человеческой душе.
То тело, которое страдало на Голгофе, Он создал Себе в Марии. Не будь этого чуда Благовещения — не было бы и искупительной тайны Голгофы и радости Пасхи.
Собственно, то событие, которое именуется «Благовещение», означает зачатие Иисуса Христа. Действием благодати Божией в лоне Марии началось развитие новой человеческой жизни. Не от Бога-Отца зачала Мария, не от Архангела Гавриила и не от своего нареченного мужа Иосифа. Циничные «физиологические» аргументы лучше оставить при себе — христиане не хуже скептиков знают законы биологии, а потому и говорят о Чуде. И чудо состоит не столько в том, что Дева, не знавшая мужа, стала вынашивать ребенка, но, что сам Бог отождествил Себя с этим ребенком и со всем, что произойдет в Его жизни.
Однако это чудо не могло произойти лишь по воле Бога. Наверное, главная тайна Библии — это откровение о том смирении, с которым Творец относится к людям. Его любовь создала мир, и в нем — неповторимость каждого из нас. И вот, оказывается, Творец не насилует людей, оставляет нам необходимое пространство свободы и как бы «уходит» из созданного Им мира — чтобы откликнуться и «вернуться» на встречный зов доверия и любви.
Итак, Бог не просто вселяется в Деву. Через архангела Гавриила Он (Вседержитель, Владыка и Господь) смиренно просит согласия отроковицы. И лишь когда Он слышит человеческое согласие: «Да будет мне по слову Твоему», — лишь тогда Слово становится плотью.
Так начинается евангельская история. Впереди — Рождество и бегство в Египет, искушения в пустыне и исцеления одержимых, Тайная Вечеря и арест, Распятие и Воскресение…
Вся история нашего спасения начинается с того, что Небесный Вестник ждет ответа земной девушки. Бог не просто говорит к человеку, Он еще желает слышать человека. Праздник Благовещения соименен Евангелию (по-гречески «евангелие» как раз и означает «благая, радостная весть»). Поэтому в храме икона Благовещения всегда находится в самом центре — на Царских вратах, то есть на вратах, ведущих из храма в алтарь. Через эти врата к людям и выносится Чаша, позволяющая причаститься к Телу и Крови Сына Марии.
Кроме того, на Царских Вратах обычно помещаются четыре иконки апостолов, оставивших нам свои Евангелия. Так вся символика Царских врат связана с благовествованием: через Благовещение Слово стало той плотью, которую мы можем вкусить в Причастии. А принять участие в этой Вечной Трапезе мы можем лишь потому, что позваны апостолами-благовестниками.
Итак, Марии о тайне Христа возвестил Ангел. Остальные люди об этом узнают от людей: от апостолов и от их учеников и преемников. Если человек не расслышит рассказ о Евангелии — он ничего и не узнает о нем. А если не узнает — то и жизнь его не переменится. А не будет перемены в жизни человека — так в какую вечность войдет его вечная душа, если она пройдет мимо Христа?
Но сегодня люди живут поразительно «альтруистически». О себе они почти не думают. Христос сказал: «Люби ближнего, как самого себя» А себя-то мы любим? Нет, не тело, а душу? Почти все сегодня и знают и верят, что есть жизнь после смерти. Но при этом не вопрошают о том: «Господи, как мне умирать будет?». Нет — мыслят более широко и интересуются не своей, чужой жизнью. Что произошло в Америке? Как выразился Ельцин? Чем питаются акулы? А мимо того, что единственно важно для каждой души, что определит нашу судьбу не на ближайший год, а на вечность — проходим. В довольно свободной стране все же состоялся заговор молчания вокруг Евангелия.
Средства массовой информации охотнее, чаще, заинтересованнее говорят о колдовстве и астрологических выдумках, чем о Евангелии. Если принести в редакцию газеты материал о православном богословии, скажут: «Мы — газета светская». И тут же опубликуют проповедь новых язычников (например рериховцев), рекламу шаманов-«биоэнергетиков» или тот же гороскоп. Сектантский мир по-видимости многообразен, но по сути своей един. Секты проводят людей мимо Христа. «Забудь о Боге. Мне молись — мои верней награды» — так говорит их дружный хор.
Что ж — тем неожиданнее будет радость находки. В мире стареет и исчезает все — кроме Евангелия. И когда эти сверхновые и ультрасовременные «учения» сектантов погаснут, как они гасли в каждом веке — тогда мы вновь услышим светлое пение: «Богородице Дево, радуйся!…».
Протодьякон Андрей Кураев
Оставить ответ
Вы должны вошли чтобы оставить комментарий.