по материалам книги М.Н. Скабаллановича «Толковый Типикон»
Первые упоминания об посте Успенском находим мы в IX в. Ипотипосис и Диатипосис не говорят еще о нем, и это в рукописях даже XIV века. Только в рукописи второго из этих уставов от XVI века на полях против главы о постах есть приписка:
«замечательно (σημείωσαι), что ничего не говорится о посте Успения».
Нет о нем упоминания и в уставах Евергетидском (XI в.), Константинопольского Пантократорского монастыря 1136 г. Из Типиконов впервые указание на Успенский пост встречаем в Типиконе Николо-Касулянского монастыря (XII в.). Здесь под 1-м августа есть такое замечание:
«Николая святейшего патриарха Константинополя, нового Рима (Николай I: 895—925 с перерывом, II: 983—996 г.) о четыредесятнице Успения Пресвя той Богородицы. Есть у нас другой пост, называемый Пресвятой Богородицы, начинающийся с 1 дня августа месяца, который упоминается святым Собором о соединении (ενώσεως, — в другой рукописи: «и Седьмым Собором в Никее»).Но первый день августа месяца не постимся из-за праздника свя тых Маккавеев, а от 2-го дня августа (начинаем) учиненный пост, и последование Преображения, т. е. 8 дней, все вполне поем» (т. е. несмотря на пост, служба Преображению в церкви поется с предпразднством 8 дней).
Но тот же Типикон в «каноне» о пище не называет Успенского поста. Этот Типикон дает нам руководящую нить к отысканию начала для Успенского поста. По нему, древнейшего упоминания о посте нужно искать в деяниях так называ емого «Собора соединения», бывшего в 920 году. Собор этот по поводу вопроса о дозволительности четвертого брака постановил, что даже и троеженцы подлежат особому церковному покаянию:
они должны «приобщаться три раза в год: в Пасху, в праздник Успения Богородицы и на Рождество Госпо да нашего Иисуса Христа, так как сим праздникам предшествуют посты».
Сомнительно более раннее упоминание об Успенском посте в письме папы Николая I (858—867 г.) болгарам:
«следующие посты св. Римская Церковь приняла от древности и содержит: по 40 дней пред Пасхой, после Пя тидесятницы, пред Успением Марии Богородицы, а также пред праздником Рождества Господня».
Римская Церковь никогда не знала Успенского поста, и никогда он не продолжался 40 дней. В упомянутом сочи нении «О трех четыредесятницах», приписываемом Анастасию Синаиту, Успенский пост представляется выделившимся из поста св. апостолов: по следний первоначально продолжался от 1-й Недели по Пятидесятнице до Успения, а потом, по немощи человеческой, из него исключен месяц июль. Афонские иноки ок. 1085 г. спрашивали Константинопольского патриар ха Николая Грамматика о постах, между которыми их особенно смущал Успенский. О нем они писали патриарху:
«О посте, иже августа месяца до пятагонадесять дне, обретаем в соединения в Соборе, бывшем в Константине граде о брацех, и в том памятовати недоумевающе молимся разрешити ны от стязания».
Патриарх, по совещании с Собором, ответил:
«бяше пост в то время преложен (т. е. пост с этого времени был перенесен на дру гое) сего ради, да не впадают в языческия посты, бывающия в то время; обаче и еще мнози от человек очищения ради от болезни постятся».
Нарождающийся пост до того заинтересовывает общество, что о нем около того же времени — в XI—XII в. появляется и специальное исследование некоего Анастасия Кесарийского. Древность поста здесь доказывается ссылками на свидетельства о нем Антиохийских патриархов и Собора соединения, и автор приходит к выводу, что пост соблюдался еще до импе ратора Льва Мудрого (886—911 г.). Наконец, около того же времени вопрос об Успенском, как и Рождественском, посте вновь рассматривается на Константинопольском Соборе — при патриархе Луке и императоре Еммануиле Комнине (XII в.). По рассказу Вальсамона, некоторые на этом Соборе говорили, что в постановлении предыдущего (вышеупомянутого) Собора при патриархе Николае было упомянуто о перенесении Успенского поста на другое время, и потому пост в первую половину августа не может иметь места; но так как тот Собор не указал, на какое время пост перенесен, между тем как из упоминания Собора ясно, что пост соблюдался издревле в августе, то этот Собор утвердил соблюдение поста в этом месяце. В свое патриаршество Вальсамон писал окружные и частные послания с увещанием соблюдать этот пост. Никон Черногорец (XI века) говорит об Успенском посте, что те, которые не соблюдают его, не имеют для себя основания в древности, однако и соблюдающие его утверждаются не на апостольском предании, а на обычае последующих времен, впрочем, весьма древнем.
Оставить ответ
Вы должны вошли чтобы оставить комментарий.