Воскресенья великого поста

Дорогие слушатели, воскресения Великого Поста имеют два значения. С одной стороны, каждое из них входит в ту схему, с помощью которой выявляется духовная «диалектика» Поста. С другой стороны, в результате исторического развития церковной жизни почти каждое великопостное воскресенье обрело еще и второе значение.
Первое воскресенье Поста, вспоминая победу над иконоборчеством и восстановление в 843-м г., в Константинополе почитания икон, Церковь празднует Торжество Православия. Связь этого празднования с Постом историческая: первый раз Торжество Православия отмечалось именно в первое воскресенье Поста.
То же можно сказать о посвящении второго воскресенья Поста памяти святого Григория Паламы. Признание Церковью учения Паламы и осуждение его врагов было воспринято Церковью в XIV столетии как второе Торжество Православия, и поэтому его ежегодному празднованию было посвящено второе воскресенье Поста. Хотя оба эти празднования очень важны, они сами по себе не зависят от Великого Поста как такового,  поэтому мы не будем сейчас говорить  о них отдельно.
Празднование памяти святого Иоанна Лествичника в четвертое воскресенье Поста и святой Марии Египетской в пятое воскресенье имеют  по существу гораздо больше связи с Великим Постом. Церковь видит в обоих святых не только «столпов» христианского аскетизма, но и самый совершенный его пример: у святого Иоанна Лествичника – в его писаниях, а у святой Марии Египетской – в ее жизни. Воспоминание об этих святых во второй половине Поста явно должно служить ободрению и вдохновлению верующих в их духовной борьбе в течение всего великопостного подвига. А так как об аскетизме нельзя только вспоминать, а надо применять его на деле, то сохранение памяти об этих святых необходимо и для нашего личного спасения.
Первое  и главное значение великопостных воскресений раскрывается в чтениях Апостола и Евангелия. Чтобы понять их порядок, надо еще раз вспомнить первоначальную связь Поста с крещением, то есть смысл Поста как приготовления к крещению. Эти чтения действительно составляли когда-то неотъемлемую часть христианского оглашения, то есть подготовления к крещению. Они объясняют и как бы подытоживают подготовление оглашенных к принятию Таинства Крещения на Пасху. Крещение открывает врата в новую жизнь, дарованную Христом. Эта новая жизнь еще только возвещена и обещана оглашенному,  он ожидает и принимает ее верой. Он подобен людям Ветхого Завета, жившим верой в то обещанное им Богом, исполнения которого сами так они не увидали.
Смысл первого воскресенья следующий. Упомянув ряд праведников Ветхого Завета, послание этого дня заканчивается словами: «… И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее». Что же это такое «лучшее»? Ответ дается немедленно, в следующем за посланием Евангельском чтении говорится: «… увидишь больше сего… истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым, и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому». Слова эти вы значат: вы, оглашенные, которые верите во Христа, хотите креститься, готовитесь к Пасхе, — вы увидите наступление нового времени, исполнение всех обетовании, явление Царства Небесного. Но увидите вы это, только если поверите и раскаетесь, если перемените свое поведение,  если захотите принять подвиг.
О  том же самом нам напоминает чтение Апостола во второе воскресенье Поста. В отрывке, взятом из Послания апостола Павла к Евреям говорится: «… Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть… как мы избежим воздаяния, вознерадевши о таком спасении, которое было сначала проповедано Господом в нас, утвердилось слышавшими от Него?»
В Евангельском чтении второго воскресенья образом этого усилия и желания является расслабленный, то есть парализованный, которого спускают к ногам Христа сквозь крышу дома: «… Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои».
В третье воскресенье Поста начинается поклонение Кресту, и мы слышим в Евангельском чтении от Марка следующие слова: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» С этого воскресенья в чтении отрывков из Послания к Евреям начинает раскрываться смысл жертвы, которую принес Христос, той жертвы, которой для каждого из нас открываются врата «во внутреннейшее», «за завесу», то есть во «святая святых» Царствия Божьего. В это же время в отрывках из Евангелия от Марка нам открываются вольные, то есть добровольно принятые на себя страдания Христа и Его Воскресение.
Подготовление к Великому Таинству Крещения заканчивается и приближается решительный час, когда человек войдет и присоединится Смерти и Воскресению Христа.
В наши дни Великий Пост перестал быть временем подготовления оглашенных к крещению, но разве мы, хоть и крещенные и миропомазанные, не являемся все еще в некотором смысле «оглашенными»? И разве не следует нам возвращаться к этому состоянию каждый год? Разве не отпадаем мы опять и опять от того Великого Таинства, к которому мы были приобщены? Разве не нужно в нашей жизни, которая, в сущности, есть одно постоянное отпадение от Христа и Его Царства, это ежегодное возвращение к самым корням нашей христианской веры?

Протопресвитер Александр Шмеман

Оставить ответ