Всем усердием и любовию притекла еси Христу, первый греха путь отвращши, и в пустынях непроходимых питающися, и Того чисте совершающи Божественныя заповеди.
Да страстей пламень угасиши, слез капли источала еси присно, Марие, душею распаляема, ихже благодать подаждь и мне, твоему рабу. (Тропари Марии Египетской из Великого покаянного канона Андрея Критского)
Братья и сестры! Подошла к концу пятая седмица Великого поста. Завершение ее отмечено памятью преподобной Марии Египетской. Святые, вспоминаемые нами в дни Великого поста, оставили нам свои богословские и душеполезные труды. Отчасти благодаря этому наследию мы и чтим Григория Паламу, Иоанна Лествичника. Но в эту неделю мы вспоминаем подвижницу, которая прославилась не своими сочинениями, их у нее не было, да и сам ее подвиг мог остаться безвестным, если бы не инок Зосима. Мария Египетская показала своим примером силу покаяния, свидетельствовала самой своей жизнью, как из пропасти наитягчайшего греха, каковым является блуд, можно подняться на вершины святости.
Житие Марии Египетской – составленное в VII веке – приобрело огромную популярность в Византии. «Это житие, по Уставу, должно читаться в церкви целиком на утрени в четверг пятой седмицы поста, на которой также целиком прочитывается Великий канон преподобного Андрея Критского (обычно эту службу называют «Мариино стояние»). Согласно житию, Мария в молодости была блудницей и в течение многих лет вела порочную жизнь. Однажды она отправилась в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста. Иерусалиме она хотела посетить храм Гроба Господня, но какая-та таинственная сила удерживала ее и не давала войти в храм. Осознав свою греховность, Мария тотчас оставила мир, ушла в пустыню и провела 47 лет в строжайшем воздержании и непрестанной молитве. Единственным человеком, который после этого встречался с ней, был инок Зосима: он и поведал миру о ее подвигах. Под конец жизни Мария достигла такой степени святости, что во время молитвы поднималась на воздух, переходила реку по воде и цитировала наизусть Священное Писание, которого никогда не читала»*.
«Что же сейчас можно сказать кратко, о самом главном – о том уроке, который дает нам великая святая? Почему так по-особенному чтит ее Святая Церковь, отдавая ее памяти одно из воскресений Великого поста – такого важного времени в жизни православного христианина? Посмотрите, с какой решимостью осталась она в пустыне после молитвы в храме Гроба Господня, где праздновалось Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, какой силы вера и покаяние были у этой вчерашней грешницы, которая и через много лет, проведенных в пустыне, называла себя позором всех людей. И какие испытания и искушения выдержала она в своей борьбе с грехом, семнадцать лет не отпускавшим ее душу и ее изможденную пустыней плоть»**.
«И не думайте, что преподобная была много грешнее всякого из нас, что наши грехи не требуют такой меры покаяния. Она бы тоже могла срубить верхушку, надземную часть греха, как это часто делаем мы. И такое покаяние принял бы Милосердный Господь, как принимает наше немощное покаяние. Но для полного очищения от греха нужна сила покаяния, превышающая, попаляющая силу греха. И этому научила нас преподобная Мария: семнадцать лет жила она во грехе – и семнадцать лет боролась за возвращение чистоты своей души и тела»**.
Фотографии — Православие и мир, А. Сухов.
Оставить ответ
Вы должны вошли чтобы оставить комментарий.