15-летие общины.Воспоминание настоятеля о.Евгения.

Когда-то давно, ещё в 90-годы, когда планировалась эта часть города, где сейчас строится наш храм, было решено поставить тут архитектурную доминанту. Это могло быть что угодно, какое-нибудь высокое здание, от которого должен был называться весь район. И была заложена высота на уровне штыка в Брестской крепости. И так вся эта история тихонько шла где-то там в документах. Потом было принято решение (не знаю каким образом и кто его принимал) – построить здесь церковь.

Вообще удивительно, что решение было принято довольно-таки необдуманное, как мне кажется: ну кто будет строить такой большое здание, на какие средства? Это же практически невозможно. Планировался храм высотой в 100 метров. Там были вообще такие фантастические проекты типа «храм-примирение всех народов» или что-то подобное. У меня вообще такое ощущение сложилось, что чем меньше город, тем больше амбиций у архитекторов. Они, получается, в больших городах прагматики, а в маленьких – фантазёры. Эта вот фантазия, с одной стороны, интересная, можно посмеяться, но для нас она стала большой проблемой.

Меня сюда назначили служить клириком, раньше я служил в Томашовке. Там мы тоже успели крышу, стены сделать, и у меня на стройку, честно говоря, была уже аллергия. Мне просто хотелось побыть священником, а не строителем, не прорабом. И когда меня пригласили сюда служить, я сказал: «Пожалуйста, только чтобы ничего не строить».

Потому что на самом деле, это же совершенно другая жизнь – строительство. Занимаешься непонятно чем, столько вопросов и проблем. Ты должен быть там, там и там, и вникать в такие вопросы, которые никогда не изучал.

Всё шло сначала хорошо, мы служили в вагончике. Знали, конечно, что будем строить, но когда это будет и что именно будет, никто не говорил. Потом так получилось, что меня назначили настоятелем, и надо было за всё отвечать мне. Я пошёл на приём к нашим властям, и мне было сказано: «Стройка – это ваше личное дело». Не моё личное, а наше религиозное дело. То есть стройте как хотите. Но в то же время, нам не разрешили изменить проект, не разрешили уменьшить высоту храма. И целых семь лет шёл у нас диалог. Нас обвиняли, что мы разрушаем мечту архитектора, что нарушаем архитектурный баланс города. В общем, это будет страшное преступление, если мы откажемся от 100-метрового храма. Были и компромиссные варианты, например построить храм пониже, но в будущем когда-нибудь достроить его до 100-метрового. Мы сделали эскизы, мы потратили деньги на разные согласования, и когда уже всё было готово и надо было подписывать это в работу, чтобы начинать стоить, мне сказали: «Пишите обязательство о том, что вы будете строить 100-метровый храм». Я на такое пойти не мог, потому что это просто будет обман, мы такой храм не построим. Потом мэр города А.С.Палышенков вошёл в наше положение, и по просьбе епископа он уже изменил проект, вместо 100 метров получилось 57. Это хотя бы было реально.

Что касается нашего прихода. Он начинался с ничего. Мы находились в таком месте, что к нам надо было идти специально. Было гораздо проще доехать в любой приход города Бреста с микрорайона, чем подыматься сюда на горку и идти в вагоны. Вагоны, если смотреть внешне, нас конечно спасают от дождя и снега, но молиться внутри в них некомфортно. Зимой это очень холодно: как бы не топил, вагончик остывает моментально. А летом его не охладишь никак, если только делать постоянный сквозняк, чтобы можно было хоть как-то дышать. Мы замерзали здесь капитально, и были случаи, что летом людей чуть ли не выносили, так им было душно. Служить можно было, только когда на тебя было направлено два вентилятора и открыты вес форточки.

Начиналось всё буквально с четырёх человек, которые присутствовали на Литургии. Потихонечку потом мы стали знакомиться с жителями микрорайона «Вулька», приглашать их на богослужения, воскресную школу открыли прямо в квартире (в то время такое ещё было возможно). Приход медленно, но рос, потому что собирались люди, которым действительно это нужно. Появилось уже три вагончика вместо одного. С течением времени всё менялось, менялось, менялось… и сейчас у нас постоянных прихожан где-то 500 человек.

Одновременно со стройкой мы сразу же занимались общиной, знакомились друг с другом, пытались войти в те или иные проблемы друг друга, чтобы жить как бы одной семьёй. Мы почти сразу стали создавать братство, школы, сестричество, была открыта библиотека. Ведь если существует религиозная община, она должна создать все необходимые условия, развить возможные сферы деятельности, чтобы людей вовлечь в общее дело. Кстати, и наш мини-спортзал тоже так появился.

Всякое бывало, и горести, и радости. Люди приходили, уходили. Некоторые отошли ко Господу, пономарь наш один погиб. Но мы живём и радуемся жизни.

На счёт стройки: мы строим сами, у нас нет генерального спонсора, и мы никому не обязаны, кроме Господа Бога. И Слава Богу! Пока что мы не стали долгостроем, но скоро станем, наверно. И это неудивительно, ведь храм-то большой! Если бы мы строили, что НАМ нужно, для наших внутренних потребностей, то уже давно достроили бы, потому что нам высота такая не нужна. Впереди у нас самые тяжёлые этапы строительства: окончание стен, потом крыша. Крыша – это самое трудное, и дай Бог нам это пережить. На чудо Божие будем надеяться, как обычно, больше ничего не остаётся.

По проекту, вокруг нас ещё будет парк. Его наличие и разработка будет корректировать и нашу площадь. Пока эта площадь большая. Мы хотим, чтобы у нас были: обязательно воскресная школа с большими классами и актовым залом, чтобы можно было вместить большое количество людей, хороший спортзал (очень важно, чтобы хороший!), столовая, а также жильё для священников.

Ещё планируется две стоянки (внутренняя, на территории храма, для технического обслуживания, и внешняя, для прихожан). Колокольня будет вынесена на улицу, это будет скорее всего отдельное невысокое строение. Будем планировать и разные детские увеселения, типа наших горок, но получше.

Так как храм расположится рядом с парком, где будут прогуливаться люди, нужно, с одной стороны, стать открытыми для людей, дружелюбными, не отгораживаться совсем от мира, но с другой стороны надо дать понять, что храм – это святыня.

Вот пока и всё о стройке. Я поздравляю всех с нашим праздником, 15-летием прихода, обнимаю всех, целую и радуюсь, что Господь нас сподобил быть вместе все эти годы. Прошу прощения, если я кого-то обидел, но надеюсь, что всё же больше радовал, очень надеюсь.

Все мы сложные, разные, но любимые Богом, а это самое главное, что мы знаем любовь Божию. Дай Бог, чтобы мы смогли эту любовь обратить к нашим ближним, чтобы сами были проводниками этой любви. Основа нашего оптимизма – это не наши грандиозные планы, а Господь, как Он посчитает, так оно и будет. И опыт нашей жизни учит нас, что может быть всё, что угодно. Пусть будет всё так, как рассудит Господь!

Оставить ответ