Поговорите с собой

Канон преподобного Андрея Критского написан в форме монолога – драматического обращения к самому себе, к своей душе… Может, это странный выбор темы, но сегодня я говорил о важности внутреннего разговора. От его неразвитости проистекают проблемы в межличностном общении и проблемы в общении с Богом – в молитве. Как любовь к самому себе является изначальной точкой опоры для построения заповедей о любви к ближнему и Богу (см.: Мф.22:37-39), так и разговор с собой, вернее, его результаты суть «атомы» всех других видов коммуникации. Если тебе самому не интересно разговаривать с собой, то с чего это вдруг с тобой будет интересно разговаривать святым, которые, как известно, будут судить мир (см.: 1Кор.6:2)?

 Реклама, телевизор, радио, тексты, случайные и лишние контакты «хватают нас за руки». А дальше уже не ясно, кто к кому пристает, и всё превращается в спор о том, что первично: курица или яйцо. Вот скажите, на кой мне знать, сколько лет исполняется какому-то там троллейбусному депо? А я вот теперь знаю, да! Но я знаю также и то, что для того, чтобы что-то вспомнить или запомнить, нужно что-то забыть…

Ах, где искать мудрость, утерянную в знании? Где искать знание, утерянное в информации? Где искать информацию среди шума знаков, символов, значений, высказываний? Мудрость – не является ли она продуктом перегона всякого бреда и хаоса?
Мы вовлекаемся в бесконечный и беспощадный диалог, в котором мир достает нас, словно виноградную улитку из ракушки, и довольно пожирает в сливочно-чесночном соусе. Ням-ням!

Мы все – вовне, и внутри нас никого уже нет, а если и есть, то нам совсем не хватает времени, сил, интереса и даже навыков на то, чтобы поговорить «с-собой-внутри». Это приводит к непониманию себя, незнанию себя, забвению себя. И если смерть есть разлучение души и тела, то ее первая ступень есть разрушение внутреннего духовного единства ego и alter ego.

Незнание себя, о котором мы только что сказали, обнаруживает себя и как неведение о своих грехах. И рассеянность, и пустота на молитве происходят от расфокусировки отвлекающегося внутреннего диалога, от его системного «расколбаса».
Не случайно слово «грех» в переводе с греческого «ἁμαρτία» буквально означает «промах», «мимо цели». Отсюда покаяние – это «юстировка» всех составляющих нашей мимо-природы, регулировка их вдоль некоего «божественного вектора», выражающаяся в достижении верного взаиморасположения нашей веры, разума, воли, чувств, дел и имеющая словесную, внутренне-речевую размерность в своей явленности нашему сознанию.

Во внутренней беседе мы направляем себя, «целимся» и оцениваем результат «стрельбы». Посредством внутреннего разговора мы фиксируем картину мира, интерпретируем свои чувства и представления, синхронизируем свой опыт с опытом ближнего, осуществляем самоконтроль и мотивацию, выражаем оценочные суждения и убеждения, обнаруживаем собственную веру – ту самую, наличие которой нам предоставляет возможность спастись (см.: Евр.11:6).

Так что поговорите с собой!

Протоиерей Сергий Лепин

Оставить ответ