Приближается один из самых замечательных праздников Православной Церкви – Преображение Господне.
В этот день Церковь вспоминает о событии, имевшем великое значение и связанном с земной жизнью Иисуса Христа. Незадолго перед крестными страданиями, Господь, взяв с собой троих из учеников – Петра, Иакова и Иоанна, вышел из города Капернаума и направился на север к горе Фавор, возвышающейся над холмами Галилеи. Ученики безмолвствовали, предчувствуя, что им будет открыта какая-то тайна.
Накануне этого дня Учитель поразил их, обратившись к ним с необыкновенным словом. На этот раз Он говорил о том, что вскоре Ему предстоит много пострадать от первосвященников и старейшин, быть убитым и в третий день воскреснуть. Ему, три года проповедовавшему о любви, о милости и подтверждавшему истину Своих слов множеством исцелений, изгнанием нечистых духов и воскресением умерших от болезней людей! Это последнее Его откровение о Самом Себе не вмещалось в сознание Его учеников. Возможно ли было принять то, что Он, Спаситель Израиля и искупитель грехов человеческого рода, долгожданный Царь, о котором древние пророки извещали, что «Царствию Его не будет конца», может быть убит руками людей?
Апостол Петр, самый близкий к Нему из учеников стал прекословить Ему: «будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою!». Ученики Христа еще не понимали, что значит «воскреснуть». Они были свидетелями того, как Учитель возвращал к жизни умерших больных, и не понимали, зачем Ему умирать, чтобы снова вернуться к жизни? И вот тогда апостол Петр, знавший об особенной любви Христа к нему, получил от своего Учителя неожиданно резкий ответ: «Отойди от меня, сатана! Ты мне соблазн, потому, что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое». Христос знал, что диавол, искушавший Его прежде в пустыне за Иорданом, и на этот раз пытался отклонить Его от предназначенного Ему крестного пути через уста Его любимейшего ученика. Апостол Петр и другие апостолы, разделявшие с Иисусом Христом тяготы странствий и труд Евангельской проповеди, до Воскресения Господа из мертвых были еще младенцами в вере: они видели великую силу Его слова и творимые Им явные чудеса, но не знали тайн Божиих. Учитель был для них самым дорогим человеком, подобным одному из пророков, хотя и превосходящим их в деле и слове. И вот тогда Иисус отделил троих из них и повелел за Собою на Фавор.
На вершине горы произошло нечто настолько потрясающее, что ученики, не выдержав открытого им явления, в первую минуту упали на землю, закрыв головы одеждами. Господь открылся им таким, каким Он был в Царстве Своего Отца, откуда исшел и куда доложен был вернуться после своего распятия и воскресения. Нет таких земных понятий, не было в языке таких слов, какие могли бы передать красоту и славу этого явления. Позднее ученики записали свидетельство об этом бедным человеческим языком, прибегая к сравнению с земными вещами. «Просияло лицо Его как солнце», «одежды Его сделались белыми как свет». Знакомый и новый для них, Он стоял перед ними как источник света, превосходя сиянием земное Солнце, как молния, блистающая среди ясного дня, как истинный Царь мира, излучающий великую неиссякаемую любовь. Тишина поглотила все звуки, и лучи Его света озарили, высветили каждый листок, каждую травинку на вершине Фавора, омытого этим дивным сиянием. Когда глаза привыкли к яркому неземному свету, распахнувшемуся неведомо откуда, ученики увидели две фигуры, стоявшие рядом с Ним, и узнали в них пророков Илию и Моисея, с ним беседующих. И тогда из сердца апостола Петра излились слова: «Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». Душа, вкусившая рая, желала только одного, чтобы …было так. Апостолу хотелось побыть здесь как можно дольше, задержать этот миг чуда, продлить это блаженство полноты жизни и общения с Богом.
Но явление кончилось. В обычной своей одежде, опаленной израильским солнцем, обветренной приморским воздухом, кроткий стоял перед ними Учитель. Впереди был последний отрезок Его земного пути, связанный с его искупительной жертвой. От Него не было сокрыто и то, что скоро радостное приветствие, которым будет встречать Его Иерусалим, ликование народа, крики «Осанна!» (Спасение) сменятся громовым ответом толпы прокуратору Понтию Пилату: «Распни! Распни Его!», так, что и язычник Пилат, пораженный Его безмолвием, скажет только: «Царя ли вашего распну?»
Для чего же Христос явил ученикам Свою славу? Слова Его о том, что он должен быть замучен в Иерусалиме, вызвали у апостолов изумление и страх. Он предвидел, что вид Его, пригвожденного к кресту, мог вызвать у учеников чувство отчаяния, мысль о том, что все безвозвратно потеряно. Тайна искупления могла представиться им как поражение, бессилие Учителя перед злом. В те скорбные часы после Его распятия, часы уныния и сомнений, свидетельство трех апостолов о Его Преображении должно было укрепить в вере остальных…
Праздник Преображения отмечается у нас в России в конце лета, поскольку реальное событие, положенное в его основу, было связано с порой сбора урожая. Неслучайно апостол Петр на Фаворе говорил Господу о кущах. Кущи – это шалашики из ветвей и зелени, которые в древнем Израиле по Закону Моисея полагалось сооружать при начале сбора плодов в память о том, что в шалашах жили предки израильтян, когда Господь вывел их из Египта, где они пребывали под гнетом фараона. Для Христа это время имело и более глубокий смысл: пора сбора урожая – это пора окончания Его земного служения, Его трудов, пора перехода от сеяния Евангельского Слова к жатве. И вместе с тем, время, когда Он, подобно Моисею, должен вывести народ и за ним человечество на свободу из плена греха и зла.
Преображение – всегда радостный, мирный праздник. Духовная радость находит продолжение в повседневных событиях. Щедрые приношения земли, последнее тепло летних месяцев напоминают о том, что Господь печется о своих созданиях и здесь на земле. Вслед за этим Церковь совершает освящение плодов нового урожая: меда, яблок и винограда с тем, чтобы верующие принимали пищу с благословением от Бога, и она приносила здоровье и радость.
Праздник – это и напоминание всем верующим о том, что Церковь – носительница Фаворского света. Каждый христианский храм – Фавор, где в церковных таинствах и в молитве душа приближается к своему преображению. В одной из проповедей архимандрита Рафаила (Карелина) есть замечательное слово об этом событии:
«Праздник Преображения – явление будущей славы святых».
Оставить ответ
Вы должны вошли чтобы оставить комментарий.