В юности меня довольно долго мучил вопрос: зачем нужны ангелы? Серьезно! Есть Бог Воплощенный, по образу которого создан человек. Есть святые, достигшие состояния обожения, люди, настолько пронизанные Богом, что здесь, на земле, сияют нетварным светом Божества. Господь Свои тайны открывает избранникам, и Он может обходиться и обходится безо всяких посредников, зачем тогда нужны какие-то дополнительные служебные создания, выстроенные в какие-то замысловатые неоплатонические иерархии? Да еще и названия у них такие безвкусные – Престолы, Силы, Начала – уж не под влиянием ли фольклора и снисхождения к невежественной публике терпели все это Святые Отцы?
Мое недоумение подпитывали и речевые шаблоны, ходившие среди верующих – «ангельское терпение», «ангельская внешность», «ангельский лик», «ангелочек». А на иконах – изображения женоподобных юношей, которые даже меч как следует держать не умеют.
Оказалось, не я один такой. Сотрудница пожаловалась на крестника:
– Алеша, веди себя хорошо, и будешь похож на ангела.
– Я не хочу быть как ангел! Ангелы – девчонки!
И когда это мы успели превратить ангелов в девочек? Как так вышло, что библейские огнезрачные духи, пугавшие своим видом древних патриархов, вдруг обратились в салонных кавалеров? Ведь ангелы Библии, действительно, страшные! Не обязательно вспоминать Ветхий Завет с его херувимами и огненными мечами, откройте Апокалипсис – эти создания кто угодно, но совсем не женоликие отроки!
Ангел нетерпимости
Архангел Михаил всего несколько раз поминается в Священном Писании, и всякий раз это сцены борьбы и противостояния. У пророка Даниила, в книге, которую даже перечитывать страшно, Михаил – ангел и защитник еврейского народа, который сражается против князя-ангела Персии (Дан. 10:13; 12:1). В послании Иуды он спорит с дьяволом за тело пророка Моисея (Иуд. 9). И самая жуткая сцена – в Апокалипсисе – сражение Михаила с драконом (Откр. 12:7).
Рубенс. «Гибель армии Синаххериба»
Ни у кого не появится желания назвать ангелов Апокалипсиса ангелочками. Это грозные воители, которые без колебаний выливают чаши гнева на оскверненную грехом землю. Они приносят страдания – именно так! И это одно из многих служений ангелов. У них очень суровая работа! Господь называет ангелов жнецами, которые будут первыми, в чьи руки мы попадем после смерти:
Пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие. И ввергнут их в пещь огненную: там будет плач и скрежет зубов (Мф. 13:41-42).
– Хоть это и слова Евангелия, но звучит как-то не по-евангельски. Ведь Бог есть любовь, доброта и человеколюбие! Христос – это само милосердие, а тут такая жестокость и нетерпимость!
– Да, именно нетерпимость! Ангелы – это воплощенная нетерпимость, и этим они нам дороги, и поэтому мы так в них нуждаемся!
Ангел борьбы
В какое-то время – пусть историки скажут когда! – христианская нравственность целиком сосредоточилась на морали пола, настолько погрузилась в эти вопросы, что отождествила святость со святостью безбрачия, чистоту с девственной невинностью, и ангелы как бесплотные духи лучше всего подошли на роль икон обличителей пола и родовой жизни. Конечно, я сильно упрощаю и огрубляю, хоть и не ставлю под сомнение важность таких воистину священных добродетелей, как целомудрие и девство, по которым так тоскует наше время. Мне просто хочется сказать, что ангелы – это не про целомудрие, или не только про целомудрие.
Архистратиг Михаил – ангел борьбы! Но не за чистоту плоти! Его борьба, как и борьба каждого христианина, не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6:12).
Кто он, противник архангела Михаила? – Дьявол, клеветник, отец лжи. Именно так его аттестует Спаситель:
Он человекоубийца от начала и не устоял в истине; ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое; ибо он лжец и отец лжи (Ин. 8:44).
Архангел Михаил и весь ангельский собор – служители правды, поэтому мир бесплотных духов навсегда расколот на два непримиримых лагеря – служителей правды и приспешников лжи. И мне кажется, это самое важное, что нам следует знать об ангелах.
Эпоха разврата
Нам открыто возмутительно мало о жизни ангельского мира. Даже само слово «ангел» говорит всего лишь о функции, служении – «вестник», «глашатай», «почтальон». Но то, что это служители правды и справедливости, невероятно поддерживает и ободряет.
– Почему надо обязательно делать акцент на этом служении? Почему верность правде – кстати, что-то очень абстрактное! – это так важно?
– Важно! И именно сейчас, когда каждый человек просто захлебывается в океанах лжи и грязных манипуляций, помощь ангелов особенно актуальна.
Церковные люди привыкли называть наше время эпохой разврата. На соборах и конференциях мы качаем головой и заламываем руки: на детей выливается столько соблазнов, они видят столько грязи и дурных примеров!
И с этим никто не станет спорить! Это реальная угроза и объективный факт.
Однако настоящий разврат, как мне кажется, начинается там, где ребенка с детства приучают терпеть ложь, смиряться с враньем, не замечать лицемерия и несправедливости, и если вы думаете, что это проблема только светского общества, должен вас разочаровать.
Есть какое-то досадное косоглазие церковной морали, о котором писал Генрих Бёлль в своем знаменитом «Письме к молодому католику». Юношей он был призван в армию – в нацистскую армию! – воевал во Франции и в России; лучшие годы его жизни были искалечены войной. Но самые болезненные раны ему нанесла тотальная ложь и вранье, в которое безо всякого сопротивления погрузилось немецкое общество, умудрившееся не замечать злодейств любимого фюрера, но для самого Бёлля самым обидным было то, что этого повального вранья не заметила даже Церковь:
«Для меня, когда я был в Вашем возрасте, – пишет Бёлль в 1958 году, – первостепенной нравственной опасностью стал договор, который Ватикан первым из государств заключил с Гитлером; это дипломатическое признание повлекло за собой куда больше последствий, чем если бы сегодня, допустим, Бонн заявил о признании Восточного Берлина. Вскоре после заключения этого договора между Ватиканом и Гитлером стало особым шиком идти к причастию в форме СА; да, это стало шиком и даже модой, но дело не в шике и моде, дело в том, что тут обнаружилась своя логика: сходив в форме СА к святой мессе, можно было спокойно отправляться на службу и распевать: «Пусть кровь еврея (русского, поляка) брызнет под клинком…» Тридцать миллионов поляков, русских, евреев приняли смерть в те годы, дорогой М.».
Помните? – Господь назвал дьявола не только отцом лжи, но и человекоубийцей, потому что любая ложь, даже самая невинная, с которой смирились, не заметили, не обезвредили, обязательно приведет к крови.
Генрих Бёлль сокрушался: как же так получилось, что Церковь, с ее тысячелетней историей, с огромным багажом духовного опыта, с бдительным монашеством и зоркими богословами, не разглядела лжи? И здесь не сработает аргумент «так это же католики, чего от них ждать!» Разве в нашей церковной истории не бывало подобного? А сколько еще будет? И поэтому мы так нуждаемся в ангельском присмотре, в бдительном правдолюбии.
Лицо ангела
Не случайно именно во время пения херувимской песни, когда на литургии мы поминаем ангелов, священник в молитве просит очистить его сердце от совести лукавой, потому что каждый взрослый слишком хорошо знает – да, совесть может слукавить, такая она трусиха. И мы вовсе не на стороне лжи, мы просто приспосабливаемся, стараемся быть терпимыми, толерантными, и так привыкаем, что со временем даже самую вопиющую ложь и дикую несправедливость готовы защищать и оправдывать.
Если вы хотите знать, как выглядит ангел, не смотрите на барочные портреты – за них даже ангелу стыдно! Лицо ангела – это лицо подростка, возмущенного ложью и несправедливостью.
Спас Ярое Око. Икона XIV века
Может быть, подростки и вправду дурачки и максималисты, но эта удивительная чуткость к правде – достояние именно подросткового возраста, и счастье, если человек не утратит этот дар с годами. Эта благородная нетерпимость ко лжи и несправедливости свойственна не только детям и ангелам.
Настоящий источник этой благородной нетерпимости – Агнец Апокалипсиса, взгляд которого так ясно и пугающе передает образ «Спас Ярое Око». Да, Царь Правды такой – не сентиментально-конфетный, не елейно-шепчущий, а живой и сражающийся, победитель ада и смерти, заступник сирот и обиженных.
Нужны ли нам ангелы? Зачем призывать их в молитвах? Мне нечего у них просить. Но я очень нуждаюсь в их помощи, чтобы не оступиться, чтобы не увлечься ложью и малодушием, ведь, если сильные и крепкие падают, на что опереться нам?
Архимандрит Савва (Мажуко)
Оставить ответ
Вы должны вошли чтобы оставить комментарий.