![IMG_3902 IMG_3902](http://devadnes.ru/wp-content/gallery/petra_i_pavla_2024/thumbs/thumbs_IMG_3902.jpg)
![IMG_3899 IMG_3899](http://devadnes.ru/wp-content/gallery/petra_i_pavla_2024/thumbs/thumbs_IMG_3899.jpg)
![IMG_3892 IMG_3892](http://devadnes.ru/wp-content/gallery/petra_i_pavla_2024/thumbs/thumbs_IMG_3892.jpg)
![IMG_3890 IMG_3890](http://devadnes.ru/wp-content/gallery/petra_i_pavla_2024/thumbs/thumbs_IMG_3890.jpg)
![IMG_3889 IMG_3889](http://devadnes.ru/wp-content/gallery/petra_i_pavla_2024/thumbs/thumbs_IMG_3889.jpg)
![IMG_3881 IMG_3881](http://devadnes.ru/wp-content/gallery/petra_i_pavla_2024/thumbs/thumbs_IMG_3881.jpg)
![IMG_3874 IMG_3874](http://devadnes.ru/wp-content/gallery/petra_i_pavla_2024/thumbs/thumbs_IMG_3874.jpg)
![IMG_3868 IMG_3868](http://devadnes.ru/wp-content/gallery/petra_i_pavla_2024/thumbs/thumbs_IMG_3868.jpg)
![IMG_3864 IMG_3864](http://devadnes.ru/wp-content/gallery/petra_i_pavla_2024/thumbs/thumbs_IMG_3864.jpg)
![IMG_3852 IMG_3852](http://devadnes.ru/wp-content/gallery/petra_i_pavla_2024/thumbs/thumbs_IMG_3852.jpg)
![IMG_3846 IMG_3846](http://devadnes.ru/wp-content/gallery/petra_i_pavla_2024/thumbs/thumbs_IMG_3846.jpg)
![IMG_3842 IMG_3842](http://devadnes.ru/wp-content/gallery/petra_i_pavla_2024/thumbs/thumbs_IMG_3842.jpg)
Весеннее празднование в честь Креста Господня появилось почти четырнадцать веков назад. В ходе ирано-византийской войны в 614 году персидский царь Хосрой II осадил и взял Иерусалим, забрав в плен иерусалимского патриарха Захарию и захватив Древо Животворящего Креста, найденное когда-то равноапостольной Еленой. В 626 году Хосрой в союзе с аварами и славянами едва не захватил Константинополь. Чудесным заступничеством Матери Божией столичный город был избавлен от нашествия, а потом ход войны переменился, и в конце концов византийский император Ираклий I праздновал победное окончание 26-летней войны.
Предположительно 6 марта 631 года Животворящий Крест вернулся в Иерусалим. Император собственноручно внес его в город, а вызволенный из плена патриарх Захария радостно шел рядом. С тех пор в Иерусалиме стали праздновать годовщину возвращения Животворящего Креста.
Надобно сказать, что в ту пору продолжительность и строгость Великого поста еще обсуждались, а порядок великопостных служб только формировался. Когда появился обычай переносить праздники, случающиеся в Великом посту, с будних дней на субботы и воскресенья (чтобы не нарушать строгий настрой будних дней), тогда праздник в честь Креста также сместился и постепенно закрепился за третьим воскресеньем поста.
Как раз с середины поста начиналась интенсивная подготовка тех оглашенных, которые собирались креститься уже на Пасху этого года. И оказалось очень уместным начинать такую подготовку с поклонения Кресту. Начиная со следующей среды на каждой Преждеосвященной Литургии после ектении об оглашенных будет еще одна ектения – о «готовящихся к просвещению» – как раз в память о тех, кто усердно готовился и собирался в скором времени креститься.
Со временем чисто иерусалимский праздник возвращения Креста стал не таким уж актуальным для всего христианского мира, и праздник в честь Креста приобрел более глобальное звучание и более прикладное значение: как воспоминание и помощь в середине самого строгого и трудного из постов.
Как известно, этот Крест, как и многие другие христианские святыни, пропал во времена крестоносцев, в ХIII в., хотя его частицы до сих пор можно видеть во многих ковчежцах. Но утерянным оказался и изначальный смысл великопостного поклонения Кресту, ведь сейчас даже детское крещение у нас, к сожалению, редко связывается с оглашением и с личным исповеданием веры. Поэтому постепенно в Церкви стали переосмыслять традиционный порядок проведения Великого поста в более «спиритуализированном» ключе. И при этом стали, впрочем, не без основания, часто думать о том, что Крестопоклонная – это именно преполовение, середина поста, когда пост усиливается и каждый хочет получить утешение и укрепление в вере через поклонение святому Древу или его образу, любой его иконе.
Крест выносится верующим для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста.
Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная. Мк., 37 зач., VIII, 34 — IX, 1.
Святая Церковь сравнивает Крест с райским древом жизни. По толкованию Церкви, крест также подобен древу, положенному Моисеем среди горьких вод Мерры, для услаждения еврейского народа во время сорокалетнего странствования в пустыне. Крест сравнивается и с сеннолиственным древом, под тенью которого останавливаются для отдохновения утомленные путники, ведомые в обетованную землю вечного наследия.
Оставить ответ
Вы должны вошли чтобы оставить комментарий.