Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье – это один из самых трагических праздников церковного года. Казалось бы – все в нем торжество: Христос вступает в Святой Град, встречают Его ликующие толпы народа, готовые из Него сделать своего политического вождя, ожидающие от Него победы над врагом, разве здесь есть что-то трагическое? Увы, есть! Потому что все это торжество, все это ликование, все эти надежды построены на недоразумении, на непонимании, и та же самая толпа, которая сегодня кричит «Осанна Сыну Давидову!», в несколько дней повернется к Нему враждебным, ненавидящим лицом и будет требовать Его распятия. Перенесемся духом в те страшные дни, когда Бог смертью Единородного Своего Сына одержал победу над тьмой и спас нас от власти смерти, греха, диавола. Осознаем, что Христос умер, потому что преступники мы.
Митрополит Антоний
Начало семнадцатого века до новой эры. Спасаясь от голода, небольшое пастушеское племя, семьдесят пять человек, покидает Хеврон и переселяется в дельту Нила, в лучшую египетскую землю – Гесем. Через семнадцать лет их старый вождь, Израиль, умирает. Благословляя сыновей перед смертью, патриарх обещает, что Бог возвратит их в землю отцов. Каждому из двенадцати колен он предсказывает его будущее, а Иудиным потомкам – рождение Человека, который будет для всех людей земли и Царем и Архиереем.
Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель, и Ему покорность народов. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое (Книга Бытия).
В конце декабря, за три месяца до Пасхи Христос пришел в Иерусалимский Храм на праздник Обновления. В этот день почти двести лет назад Дом Господень был освобожден и заново освящен после осквернения язычниками. По традиции люди стояли с пальмовыми ветвями в руках и торжественно воспевали хвалебные псалмы: «Да воскреснет Бог, и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его. Как исчезает дым, да исчезнут; как тает воск от лица огня, так да погибнут грешники от лица Божия, а праведники да возвеселятся».
Настроение было патриотическим. Иудеи обступили Иисуса в притворе Соломоновом и стали настойчиво спрашивать: «Долго ли Тебе держать нас в недоумении? Если Ты Христос, скажи нам прямо». Они надеялись, что Он соберет народное ополчение и, как в славные времена войны за независимость, двинется на гарнизон поработителей. Но Учитель из Назарета явно не собирался поднимать восстание. Он говорил им о вечной жизни, толковал Писание и, отвечая на вопрос, сказал: «Я и Отец – одно». Фанатики схватились за камни – им нужен был только вождь. «Но Он уклонился от рук их, и пошел опять за Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн», где начиналось Его Евангелие и Восхождение.
Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придет время, когда скажете: благословен Грядый во имя Господне! (Евангелие от Луки)
Весной в Вифавару пришли из Вифании, местечка, лежащего за Елеонской горой, и сообщили, что тяжело заболел друг Иисуса Лазарь. Апостолы были в ужасе: «Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?» Но, поняв, что Лазарь уже умер, и Христос хочет посетить дом усопшего и поддержать его сестер Марфу и Марию, они решили пребыть с Учителем до конца: «Пойдем и мы умрем с ним».
Они добрались, когда покойный уже четыре дня лежал в гробу. «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». – «Воскреснет брат твой». – «Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день». – «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек». Марфа позвала Марию. Увидев, что та идет плачущая, а за ней и другие плачущие, Иисус прослезился Сам: «Где вы положили его?» – Ему показали пещеру. – «Отнимите камень!» – Марфа пыталась возразить, говоря, что уже смердит, но Он настоял. Гроб открыли: «Лазарь! Гряди вон!»
Тишину разорвал единый вздох: обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, умерший стоял на пороге света и тьмы, покачиваясь словно призрак. После этого столько иудеев приняло Христа как Мессию, что церковные начальники и фарисеи, обычно враждовавшие между собой, собрались на общий совет.
Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом. Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб. С этого дня положили убить Его (Евангелие от Иоанна).
Середину марта Христос провел в маленьком городке Ефраиме, близ пустыни, а потом опять отправился в Вифавару. Потрясенные Вифанским чудом, ученики недоумевали, как могут быть такими бездушными слепцами священники и раввины – те, кому надлежало первыми выйти навстречу Спасителю. В ответ Христос рассказал апостолам притчу о богаче и Лазаре, который жил под забором у этого безымянного богача. После смерти нищий отнесен был ангелами на лоно Авраамово, а его состоятельный сосед попал в ад. Тяжко страдая, он попросил патриарха послать к пяти своим братьям Лазаря, чтобы и они не оказались в месте мучения. Но Авраам ответил: «У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. А если не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят».
Дней за десять до Пасхи Господь объявил двенадцати, что снова переходит Иордан:
Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет (Евангелие от Марка).
Ничего из этого ученики не поняли. Братья Иаков и Иоанн вместе с матерью своей Саломеей просили Христа посадить их по правую и по левую руку, когда, как им казалось, Он взойдет на Иерусалимский престол, чтобы править миром, как мощный, непобедимый император. Господь, печально вздохнув, ответил, что «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих».
При входе в Иерихон они встретили слепого Вартимея, собиравшего у дороги милостыню. Услышав, что идет Иисус, нищий начал кричать: «Помилуй меня, Сын Давидов!» Впервые к Учителю из Назарета открыто обращались как к Мессии, к Тому, Кого ждали. Многие испугались и заставляли Вартимея замолчать, но он звал еще громче. И Господь исцелил его.
После этого чуда вокруг Христа собралось столько людей, что Его трудно было увидеть. Возглавляемые Иисусом, они двинулись к Иерусалиму. Все новые и новые богомольцы присоединялись к ним, пока, наконец, это торжественное шествие превратилось в огромный религиозный марш.
За шесть дней до Пасхи процессия вошла в Вифанию, где в честь Учителя был устроен настоящий праздник. Собралось немыслимое количество народу. Многие пришли из Иерусалима, специально, чтобы посмотреть на воскресшего Лазаря. Узнав об этом, первосвященники договорились убить и его, чтобы иудеи не уверовали в Иисуса.
За гостями ухаживала Марфа, а Мария, пытаясь выразить Господу всю свою благодарность и любовь, принесла фунт драгоценного нардового мира и помазала им ноги Христу. Иуда и несколько других апостолов возмутились: «Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим!?» Они по-прежнему рассчитывали на то, что их Наставник сядет на трон и, по традиции, начнет Свое царствование с щедрых подаяний.
Это было пророчество Захарии, произнесенное за несколько столетий до Рождества Христова. Отпущенные из вавилонского плена, иудеи заново отстроили Иерусалимский храм и в 515 году торжественно его освятили. Воодушевление было огромным. Люди нарезали пальмовых ветвей и все время пели пасхальный псалом Давида. Тот, под который основатель священной столицы Израиля вносил на Сион Ковчег Завета: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне!»
Тогда многие были уверены в том, что вот-вот придет Мессия. Может быть, это благочестивый царь Зоровавель – потомок Давида, строитель Храма и Иерусалимских стен. Но вскоре после праздника персы, испугавшись волнений, вызвали Зоровавеля в Вавилон, откуда он не вернулся. Наступил тяжелейший духовный кризис. Казалось, рушились тысячелетние надежды на спасение. Нашлось немало готовых взяться за оружие. И зазвучал голос пророка: «Не бойся, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима! Помазанник придет к тебе – но Безоружный, Мирный – на ослике, а не на боевом коне. Его предадут за цену раба, за тридцать сребреников, ученики Его разбегутся, а тело Его пронзят копьем… Но Он победит! Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли».
Оставить ответ
Вы должны вошли чтобы оставить комментарий.