Лазарева суббота

 

Лазарева суббота — несомненно, самый светлый день Великого поста. Вместе с Входом Господним в Иерусалим этот день представляет собой двуединое празднование, являющееся «водоразделом» между Четыредесятницей — сорокадневным постом, и Страстной Седмицей. Даже тропарь праздника — один для этих двух дней.

Воскрешение Лазаря

Евангелист Иоанн, мастер «больших полотен», просто и изящно описывает события воскрешения Лазаря — этому посвящена практически вся 11 глава его Евангелия. В этом рассказе мы встречаем яркий образ человеческой «стороны» Иисуса: после разговора с Марией, сестрой Лазаря, и другими людьми, пришедшими плакать у гроба, Иисус прослезился. Единственное место в Евангелии, где мы встречаем плачущего Иисуса… Заметим, что плачет Он о смерти Своего друга, а позже, во мраке Гефсимании и Голгофы, мы не увидим у Него слез…

В русском языке возвращение Лазаря к жизни называется «воскрешением», а возвращение к жизни Иисуса — воскресением. Иисус воскрес Сам, а Лазарь был воскрешен Иисусом. Воскресение Иисуса — это начало нового творения, победа над смертью в том смысле, что воскресший Иисус жив всегда, это новое качество жизни — жизнь преображенной человеческой природы в Божием Царстве, жизнь, которой не будет конца. Лазарь же был воскрешен к той же самой жизни, которой жил до смерти и которой живем мы сейчас. Воскрешенный Лазарь впоследствии умер, и как все умершие, ждет окончательного воскресения и жизни вечной.

В тропаре праздника подчеркивается, что Иисус воскресил Лазаря для удостоверения Своего будущего воскресения — как начала воскресения всеобщего. «Общее воскресение прежде Твоего страдания удостоверяя, из мертвых воздвиг Ты Лазаря, Христе Боже…» Лазарь был воскрешен на четвертый день после смерти, когда тело уже начало разлагаться. «Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе», — говорит Марфа в ответ на просьбу Иисуса отвалить камень от входа в гробницу. Сам же Иисус воскрес на третий день, и Его плоть не была подвержена тлению. Для того, чтобы удостоверить, что Он имеет власть над смертью, Иисус воскрешает мертвеца, плоть которого уже стала гнить.

Рассказ Иоанна о Лазаре начинается задолго до его воскрешения. Этот рассказ вкраплен в богослужения последней недели Четыредесятницы. В понедельник шестой седмицы поста в стихирах поется: «Сегодня Христос, ходящий по ту сторону Иордана, провидит болезнь Лазаря…». Во вторник: «Вчера и сегодня Лазарь болен…». В среду: «Сегодня Лазарь умер, и оплакивает его Вифания… Сегодня Лазаря умершего погребают, и оплакивают его родственники…» В четверг: «Два дня Лазарь уже во гробе, и видит умерших от века…» И в пятницу уже ожидание: «Завтра бо Христос придет воскресить словом умершего брата (Марфы и Марии)».

Евангелист Иоанн описывает диалог апостолов с Иисусом. Услышав о том, что Лазарь болен, Иисус медлит два дня, давая Лазарю умереть, а затем приглашает учеников пойти в Иудею. Это будет последний путь Иисуса. Ученики опасаются: «Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?» Но Иисус полностью отдает отчет в том, с какими опасностями сопряжено это путешествие. И только один ученик поддерживает Его в этом: «Пойдем и мы умрем с ним» (в древности на письме не было различения прописных и строчных, поэтому местоимение «с ним» можно понимать двояко: с Лазарем или с Иисусом). Это был апостол Фома. Стоит запомнить это имя, которое мы следующий раз встретим в очень ярком эпизоде уже после Воскресения Иисуса. Фома — очень искренний человек.

Совершая паломничество по Святой земле, мы посетили гробницу Лазаря. Селение Вифания находится неподалеку от Иерусалима, на противоположной стороне от Елеонской горы. Лазарь был погребен в семейной гробнице — это подземная пещера с рядом ниш для захоронения членов семьи. Вход в гробницу закрывался камнем, чаще всего квадратной формы.

Древняя иудейская гробница в саду на участке Русской духовной миссии в Хевроне

Древняя иудейская гробница в саду на участке Русской духовной миссии в Хевроне

Тело, обмотанное погребальными пеленами, оставляли в нише на девять месяцев, после чего снова открывали вход, собирали кости покойного, промывали их и складывали в уже на постоянное хранение в каменный ящик — оссуарий, длина которого равнялась большой бедренной кости, а высота — тазу.

Древние оссуарии в Иерусалиме

Древние оссуарии в Иерусалиме

В пещеру Лазаря ведет длинный узкий проход, а в саму погребальную нишу — небольшой лаз. «И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком» (Ин 11:44) — кроме самого воскресения, тот факт, что из такой пещеры умерший вышел обвитый, тоже своего рода чудо…

Вход в гробницу Лазаря в Вифании

Вход в гробницу Лазаря в Вифании. Фото протодиакона Виктора Мартыненко

Вход в погребальную камеру Лазаря

Вход в погребальную камеру Лазаря

Воскрешение Лазаря стало одним из последних событий, подтолкнувших иудейских церковных начальников к замыслу об убийстве Иисуса. На совете, который первосвященники и фарисеи собрали после того, как слухи о воскрешении Лазаря стали распространяться в народе, Каиафа произнес знаменитое пророчество: «Вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Ин 11:49-50). Дальше (но не сразу: в Евангелии говорится, что из Вифании Иисус ушел на некоторое время в город Ефраим близ пустыни) будет торжественный вход Иисуса в Иерусалим, где уже решено не выпустить Его отсюда живым…

http://www.kiev-orthodox.org/site/byauthor/50

Оставить ответ