Вызовы, стоящие перед современной Русской Православной Церковью

Наши коллеги из польского православного интернет-портала Cerkiew.pl начали ряд публикаций о роли Русской Православной Церкви в современном мире и обществе. Поделиться своими суждениями по этому поводу был приглашен и главный редактор портала Свято-Христо-Рождественской Церкви г. Бреста Роман Войтишко. Тема интервью — «Вызовы, стоящие перед современной Русской Православной Церковью». И хотя обсуждение касалось прежде всего ситуации в России, многие острые проблемы, поднятые в интервью, касаются так или иначе и Беларуси. Сама идея подобного обсуждения возникла в процессе дискуссий, состоявшихся на IV Международном фестивале православных СМИ «Вера и слово», который состоялся в Москве 11-14 октября 2010.

Вашему вниманию русскоязычная версия интервью. Польская опубликована на православном портале  Cerkiew.pl

Мы продолжаем дискуссию о состоянии Русской Православной Церкви. И представляем Вам разговор с Романом Войтишко — главным редактором православного портала devadnes.ru прихода Свято-Христо-Рождественской Церкви г. Бреста. Этот разговор стал результатом подведения итогов нашего визита на Фестиваль православных СМИ в Москве.

Анна Явдосюк: На Фестивале православных СМИ прозвучали слова о том, что в России закончился этап «обиженной Церкви». Что они означают применительно к  Русской Православной Церкви?

Патриарх в своем выступлении вспомнил о времени Перестройки, когда рушилась советская власть, когда начали публиковать факты хроники гонений на Церковь в СССР, да и вообще репрессий, которым был подвергнут весь народ… В обществе с великой скорбью вспоминали эти события. Не буду описывать подробно всю кровавую историю коммунистического террора, лишь приведу только 1 факт — под Москвой есть знаменитый Бутовский полигон на котором в период с 1930 по 1953 годы было уничтожено 739 священнослужителей,  219 мирян (псаломщики, чтецы, регенты, певчие, церковные старосты, иконописцы, члены церковных советов, уборщицы храмов, церковные сторожа)  (всего там было убито около 20 000 человек). Таких «полигонов» по всему СССР тысячи (включая расстрельный полигон под Катынью). Общее число репрессированных православных верующих по разным подсчетам составляет от полмиллиона до миллиона человек. Из них причислено к лику святых комиссией по канонизации — 1597 человек. А сколько разрушено церквей, монастырей, разграблено святынь?!  Безусловно, общество, простые граждане не могли без сострадания относится к фактам этих репрессий.

Но это состояние общественного сознания прошло, а изменилось ли восприятие обществом Церкви?

Постепенно, раны, нанесенные Церкви бесовским режимом, начали заживляться. В России появилась религиозная свобода. Начали восстанавливаться храмы, организовываться приходская жизнь, дела милосердия и духовного попечения, церковного образования…  Менялось и само российское общество. Из сострадательного, ошеломленного ужасом от обнародованных фактов, и в тоже окрыленное воздухом свободы, российское общество постепенно превратилось в  общество пост-модерна. Перед ним начали появляться новые вызовы, на которые Церковь должна давать ответ, глядя уже в будущее (хотя точнее сказать — смотря в Вечность). Период, когда мы вставали с колен, оглядываясь в прошлое закончился. Безусловно, без прошлого нет будущего, но смотреть только назад невозможно.

Характерные для всего мира проблемы, вызовы стали теперь и перед Церковью: как жить в условиях глобализации, общества массового потребления, размытия ценностей, когда грех прикрывается понятиями толерантности и свободы? Изменилось во многом и само отношение людей к Церкви. И теперь апелляции к трагическому прошлому почти ни на кого не производят впечатления. Люди хотят жить здесь и сейчас, наслаждаясь свалившимися на них «благами» глобализрованного мира.

В таком случае, на каком этапе находится Церковь сейчас? Что удалось достичь, что еще предстоит?

В своем выступлении Патриарх отметил, что Церкви удалось много достичь — восстановлена во многом приходская жизнь, структурно Церковь стала сильнее — практически все направления деятельности РПЦ обеспечены необходимыми  организациями  синодального и епархиального уровня. Есть серьезные успехи в организации образовательного процесса, включая приходы, средние и высшие Церковные учебные заведения. Отношения с государством вышли на новый уровень — принято решение о введении в школах предмета «основы православной культуры». Дела милосердия и социального служения стали существенной частью повседневной жизни Церкви. Об этом немало сказано и написано. Но немало и проблем. Одной из которых является трагически низкий духовный уровень народа. По сути, как отметил Патриарх, перед Церковью стоит задача по РЕхристианизации России. И никакой административный ресурс здесь не поможет (скорее больше навредит). У нас не менее 70 процентов граждан называют себя православными. При этом тех, кто регулярно участвует в богослужении не более 7-10 процентов. Вот почему так остро стоит вопрос о катехизации. Очень мало именовать себя православным, важно жить Церковью, жить Христом, быть частью молящейся общины. И по сути работа здесь только начинается. Головокружение от шальных нефте- и газпром- долларов постепенно проходит. Люди видят вокруг беспризорных детей, повальное пьянство, коррупцию, поразившие общество, как раковые метастазы, жестокое отношение людей друг ко другу, криминал, отсутствие общественной солидарности, подавление гражданских свобод… В самой православной среде немало проблем.  В этих условиях голос Церкви должен звучать намного громче. Церковь должна и может стать совестью российского общества. Но для этого очень много предстоит еще сделать.

В свое время еще Патриарх Алексий II сказал: «Общество, где нет места Богу и вере, не имеет будущего. Церковь влияет на жизнь страны не через политическую борьбу, а через укрепление духовно-нравственных основ бытия человека и народа, в том числе политического класса. Для меня очевидно: каким бы сильным ни было «православное лобби», при низком духовном уровне общества польза от него будет ничтожной. Оно даже может внутренне переродиться, став пародией на христианское общественное действие».

Какова, на ваш взгляд, роль Церкви в формировании гражданского общества, казалось бы это политическая область. Есть ли вообще в этом заинтересованность Церкви? И если да, то какими способами этого может достичь сосбственно Церковь, а не, например, государство?

Гражданское общество — это сфера инициатив свободных граждан и добровольно сформировавшихся обществ, ассоциаций товариществ, неправительственных организаций. Сфера, свободная от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.

Очень часто случается так, что гражданское общество становится самоцелью. Но на мой взгяд — это неверно. Для меня, как верующего человека крайне важно, чтобы граждане были свободны прежде всего ради жизни с Богом и в Боге. Попробую объяснить эту мысль.

Европейское общество — общество развитых гражданских, демократических институтов. И это прекрасно. Но увы в этом обществе грех, как понимаем его мы, христиане, стал нормой — однополые союзы, эвтаназия, внебрачные связи, «легкие» наркотики, аборты… Вдумайтесь: в 2001 году Высший апелляционный суд Франции признал «право ребёнка-инвалида не быть рождённым». Согласно этому решению дети, рождённые инвалидами, имеют право на компенсацию, если их матерям не предоставили шанс сделать аборт.

Общество, в котором Заповеди Божии представляются, как маролизаторский анахронизм — обречено. Демографическая ситуация в Западное Европе это иллюстрирует. По прогнозам экспертов уже не за горами время, когда лицо Европы радикально поменяется и мечеть «Нотр-Дам де Пари» может появиться уже в ближайшие 20 лет.

К сожалению, российский народ не свободен от этих же проблем…

В 2001 году в России родились 1 млн 320 тыс. детей, а абортов было произведено 1 млн 800 тыс. По данным ООН на 2004 год Россия находилась на первом месте по количеству абортов (53 аборта на 1000 женщин).  В России критически высокий уровень смертности — ежегодно рождается 1 млн 600 тыс человек, а умирает 2 млн 100 тыс. По данным статистики — 2,8 млн россиян вовлечены в тяжелое, болезненное пьянство (это 2% от всего населения страны). Потребление чистого спирта на 1 человека в России составляет 18 литров в год! В стране от 2-2,5 млн. наркоманов, причем средний возраст умирающего наркомана в России — 28 лет.

Считать, что такая трагическая ситуация в России обусловлена слабостью гражданского общества, подавлением гражданских свобод — значит не понимать суть происходящего. Трагедия русского человека в том, что он во многом до сих пор живет «без Царя в голове». И Боже упаси, не подумайте, что речь идет о царе-батюшке от Ивана Грозного до Сталина. Для христианина по-сути есть только Один Царь — Иисус Христос. Когда душа человека заполнена суррогатом, когда в уме человека все что угодно, кроме обращенности, к Тому, Кто дал человеку Жизнь, это ведет к трагедии. И мы все сейчас ее свидетели. В этой ситуации Церковь, не может молчать. И не молчит. Русская Православная Церковь реализует ряд масштабных проектов, направленных на борьбу с алкоголизмом в национальном масштабе, по предотвращению абортов, наркомании и т.д. Но алкоголизм и аборты — это лишь синдромы одной сильной болезни — безбожия.

Вот почему так остро стоит перед Церковью в России задача по РЕ-христианизации, о которой я уже упоминал. Мне кажется это сейчас гораздо важнее, чем увлечение строительством общественно-политических систем. Ведь становясь христианином, человек становится свободным. “Не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей”, — призывает Господь устами пророка Исайи. (Ис.41:10). “Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо Я Бог, и нет иного” (Ис.45:22).  Вот эти слова истины, произнесенные за долго до Рождества Христова актуальны и сейчас. Жизнь человека, народа, построенная не на основании, которым есть Бог — бесперспективна, как дом, построенный на песке. Вот о чем мы, Христиане, должны говорить каждому «труждающемуся и обремененному». И мы должны призывать человека к истинной свободе, которая есть Христос. Ибо это свобода от греха, а значит свобода от смерти.

И если в результате такого призыва люди станут жить иначе, чем сейчас — милосерднее, добрее друг ко другу, солидарнее друг с другом, ответственнее за судьбы своего народа, города, семьи, то не будет шансов ни у какой диктатуры — ни левой ни правой, ни красной ни коричневой…

Но сейчас не политика во главе угла, а спасение жизни. Жизнь, как высшая ценность человека, — приоритет номер один. Чтобы защитить жизнь, критически важно, чтобы наше общество стало не номинально, а по сути христианским. И для этого невероятно много чего предстоит сделать. Понимает это и Патриарх, понимают это и рядовые члены Православной Церкви. Именно этому служению направлены силы и средства Церкви.

Оставить ответ