Рождество на макушке Бреста (“Вечерний Брест”, 5 января 2010)

Тамара Глущенко

Что ни говори, а возвышенный рельеф настраивает душу по-особому. В Бресте нет другого места, откуда открывались бы такие дали. Уместно и закономерно, что расположенная за Вулькой Подгородской самая высокая точка города отдана Православной церкви для возведения Свято-Христо-Рождественского храма. Не всякий, конечно, житель заречья хаживал на осененный крестом холм в то десятилетие, когда службы правились в вагончиках. Но года полтора назад по проекту архитектора Владимира Чайковского наконец началось капитальное возведение. Однако, поскольку храмы в наше время строятся долго, многие и не поднимали на горку заинтересованных глаз: ну, стройка и стройка. Тем более что с прилегающей улицы Краснознаменной, где все ходят и проезжают, воздвигаемые стены обманчиво кажутся просто высоким фундаментом.

Но не мистика ли? Стоило пробраться по сугробам в последнее воскресенье ушедшего года или в первое наступившего — и как минимум с удивлением обнаружить, что в едва появившихся стенах уже служатся Божественные литургии! И никакой это, оказывается, не фундамент — основание храма несколько заглублено в землю, что и создает впечатление приземистости, а весь первый ярус вырос в соответствии с проектом и вверху снабжен перекрытием. Но не чудом ли это стало возможно за столь короткий срок с начала строительства?

Хотя, конечно, преемственность катакомбной неустроенности, как будто перешедшей от вагончиков, налицо. Сырость такая, что коробятся ковры и книги, а потолок — в капельках испарины. Это потому, что кирпичные стены впитали всю влагу дождливого года, пока стояли без перекрытия. У поющих и молящихся изо рта идет пар — стационарное отопление еще не подведено. Впрочем, внутри и не уличный холод — в углу стоит обогревающая тепловая «пушка». Собственно, это неказистое устройство не простое, а, можно сказать, судьбоносное («Сила Божия в немощи совершается…»). Может, еще и не решилась бы община, на морозы глядя, перебраться из обжитых вагончиков в непросохшие капитальные стены. Вначале затеяли отдельно смонтировать вытяжку для обогрева, чтобы потом в перспективе подключить «пушку». Но специалисты потребовали единого монтажа с участием самой «печки». А требуемая «печка» в приходе одна. Пришлось перенести ее из вагончиков на новое место, а старое соответственно лишилось подогрева и стало непригодным для службы зимой. Так и вышло новоселье аккурат к престольному празднику — Рождеству Христову.

Еще нет штукатурки, пол не облицован, иконостас перед алтарем отсутствует. Хотя уже заняли подобающие места иконы, потолок облагорожен вполне респектабельным паникадилом, бетон под ногами прикрывают многочисленные «поляны» цветистых ковров. Есть договоренность с московским художником, который обещал приехать на святках, осмотреть поле деятельности для творческой разработки будущего иконостаса. Храм пока не освящен, хотя епископское благословение служить в новых стенах уже получено. «Службу, — напоминает настоятель храма Евгений Лихота, — можно вести и на камне — главное, чтобы был антиминс».

Стройка идет этапами, зависит от доброй воли тысяч жертвователей, десятков специалистов. Главный источник финансирования — развешенные в общественных местах «фирменные» ящики с виднеющимися за стеклом мятыми сторублевками. Доминирующая тактика созидания — на что на данном этапе хватает денег.

Таким поступательным движением уже освоено около 400 млн общественных денег и еще 207 млн рублей задолжено строителям. Поступающими деньгами занимаются исключительно члены общины — считают, хранят и распоряжаются. Священник только подписывает документы. Этим, что важно, отметаются всякие подозрения в нецелевом использовании средств.

По словам отца Евгения, в настоящее время строительство притормозилось до выплаты долгов. Следующий этап начнется с наращивания на второй ярус огромных четырех колонн, которые уже соединяют пол и потолок нижнего этажа. Затем быстро, чтобы не напитаться влагой, должны вырасти ввысь стены. Когда это будет? Отец Евгений осторожничает: «Думаю, еще очень нескоро». Но если бы так же «нескоро», как думалось про нижний ярус! По поводу чего настоятель сейчас говорит с полной искренностью: «Я и сам не ожидал!» Видно, не кладкой единой строятся храмы…

А вагончики приходу еще послужат. Всем надо где-то собираться: семи классам взрослой и детской воскресных школ, сестричеству и братству, трем хорам.

Приходская жизнь полна живой деятельности.

Традиционное мирно граничит с современным. Евгений Лихота ведет персональный блог в Интернете, есть и сайт храма. Смелый перед людьми настоятель избегает штампов и стереотипов, коими так и норовит засориться любая приходская среда. Так что молодежь тянется к храмовой горке не только по причине близкого расположения новостроек. Здесь практикуется и малораспространенная форма духовного общения — евангельские беседы. Группа человек в 15 собирается для совместного чтения Священного Писания. «Но я, — говорит отец Евгений, — там не вещаю, а участвую наравне со всеми». Священные строки читаются вдумчиво, им внимают умом и сердцем. Во исполнение завета «Где двое или трое соберутся во имя Мое, там и Я посреди них» у слушателей возникают интуитивные прояснения в восприятии прочитанных истин, озаряют особо глубокие проникновения в текст. И этим надо во всеуслышание делиться. Спорить и возражать не полагается, предлагать свое осмысление евангельской строки — пожалуйста.

– Однако чем-то это напоминает собрание протестантских общин…

– Только поверхностно. Но это и подзабытый опыт православной жизни. Тем более что сия практика уже возрождена в Москве по рекомендации Патриаршего Крутицкого подворья.

– И что, в данных бдениях даже Вы лично что-либо для себя открываете новое?

– Да, конечно. Если опустить конкретности, то великая ценность этих бесед в том, что сокровенное «там и Я посреди них» действительно ощущается. Происходит актуализация нашей веры, возникает чувство братского единства.

Одним капитальным алтарем в городе стало больше. А где воздвигается алтарь, гласит наше вероучение, то место навсегда остается столпом Святого Духа — чем бы оно в дальнейшем ни заполнялось. Так что самая высокая точка Бреста становится священной до конца веков. С праздником!

Службы в Свято-Христо-Рождественском храме проводятся по средам, пятницам, субботам, воскресеньям. Второго служащего священника зовут отец Вадим. Нижний ярус храма посвящен святой Преподобной Евфросинии Полоцкой. 6 января Рождественское праздничное богослужение начнется в 22.00.

Оставить ответ