Община Свято-Христо-Рождественской Церкви. Взгляд социолога, 2004г.

 

В 2004 году  в двух группах – в общине Свято-Христо-Рождественской Церкви г. Бреста и группе преподавателей Брестского государственного университета — было проведено социологическое исследование в рамках большой диссертационной работы на тему «Роль Православной Церкви в процессе социализации личности в период трансформации (на материалах Республики Беларусь). Его автором стала социолог, прихожанка нашей Церкви, Ольга Бреская.

Выборка формировалась по целевому признаку – на основе реальной включенности в референтную группу, институционализированности респондентов, в первом случае – в церковную общину, во втором случае — в профессиональную группу преподавателей. Анкета состояла из 60 вопросов по большей части с полуоткрытого характера.

Данные, полученные по итогам исследования, оказались крайне любопытными и подчас неожиданными. По материалам данной работы был опубликован ряд статей в научных изданиях России, Беларуси, Венгрии.

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию это исследование. Заметим, что оно было не последним и в ближайшее время на сайте Свято-Христо-Рождественской Церкви мы планируем опубликовать обновленные данные.

… Им кажется, что они в безопасности… Они заперли двери… На окнах решетки… Они укрепили стены старого дома, наложили засовы на три дубовые двери… Они предусмотрели все, что только можно предусмотреть…

М. Метерлинк «Там, внутри»

 

Исходя из специфики предмета и метода данного социологического исследования, наиболее подходящим является использование целевой выборки для определения круга респондентов. Таким образом, пилотажное исследование, было проведено в двух референтных группах:

— первая группа, состоящая из 30 человек — постоянных членов православной общины Спасо-Рождественского храма г. Бреста;

— вторая группа, состоящая также из 30 человек – преподавателей исторического, юридического и географического факультетов Брестского государственного университета.

Исследование проводилось в январе 2004 года одновременно в двух группах респондентов.

Согласно задачам и гипотезам исследования, необходимо, во-первых, рассмотреть результаты изучения особенностей идентификации личности в каждой из референтных групп.

[table id=1 /]

Для наглядности данную таблицу можно представить в виде четырех диаграмм, характеризующих распределение ответов респондентов по каждому статусу (светлые столбцы — ответы преподавателей, темные — членов общины; 1, 2, 3, 4 – места, на которые респонденты ставили статус).

Диаграмма 1.

 

Самоидентификация респондентов в качестве христианина

Члены общины в подавляющем большинстве отметили статус христианина как самый значимый для себя. Для преподавателей этот статус не является столь значимым: в сумме по диаграмме статус христианина составил для данной группы — 38%.

Диаграмма 2.

Самоидентификация респондентов в качестве семьянина

Значимость семейных статусов определяется 2-м и 3-м местами для членов общины

Для группы преподавателей семейный статус на каждом уровне является самым значимым среди остальных. Таким образом, семья является самой значимой реальной референтной группой для преподавателей и второй по значимости для членов общины.

Диаграмма 3

Самоидентификация респондентов по критерию национальной принадлежности

Для группы преподавателей вторым по значимости выступает фактор национальной принадлежности, который в общем по диаграмме составляет 59%. Для четверти членов прихода данная идентичность является третьей по значимости.

Диаграмма 4

Самоидентификация респондентов по критерию профессиональной принадлежности.

Самореализация в области профессиональной деятельности, как для членов общины, так и для преподавателей занимает четвертое место.

Сопоставляя все четыре диаграммы, можно придти к выводу о том, что членам общины присуща четкая иерархия идентичностей, в то время как для группы преподавателей ярко выраженной иерархии идентичностей не обнаруживается, не обнаруживаются и признаки реальной референтной группы.

На вопрос №2 «Считаете ли Вы себя православным христианином?» 67% преподавателей и 100% членов прихода ответили положительно. Не считают себя христианами 27% преподавателей. Надо отметить возникающее противоречие между ответами на первый и второй вопросы анкеты, как по группе преподавателей, так и по группе членов прихода. Если оно незначительно для членов прихода (разница между ответами составляет 11%), то для группы преподавателей разница увеличивается почти в 2 раза (38% в первом ответе против 67% во втором).

Данное обстоятельство подчеркивает периферийность идентичности христианина для группы преподавателей, т.к. число положительных ответов возрастает только по мере постановки «лобовых» вопросов.

[table id=2 /]

Ответы на этот вопрос подтверждают данные по уже полученной информации: 67% преподавателей, назвавших себя православными христианами в ответах на второй вопрос, указали основанием своей принадлежности к христианству крещение. Приблизительно такое же число членов прихода связывают свою принадлежность к Церкви с фактом крещения. Также высокий процент преподавателей (44%) и членов прихода (33%) в качестве основания своей принадлежности к христианству указывают на семейные традиции, что подтверждает высокую значимость фактора семьи в процессе социализации с участием Церкви.

При сопоставлении числа респондентов, указавших на крещение как на основание идентичности христианина с числом респондентов, указавших в качестве такого основания внутреннее убеждение, проявляется разница между группой преподавателей и членов общины: у первых соотношение составляет 67% к 27%, у вторых — 63% к 97%. Это указывает на качественно разный характер их диспозиций в двух группах: в первом случае — обобщенных социальных установок, во-втором — осознано-репрезентативный.

Мы также находим, что число — 27% преподавателей, указавших основанием своей идентичности христианина народные традиции, указывает на восприятие почти 1/3 преподавателей христианства как элемента национальной культуры. Показательно при этом, что никто из членов прихода не указал на наличие у себя такого основания идентичности.

[table id=3 /]

Для группы преподавателей характерно формальное восприятие Церкви, как места, где совершаются богослужение (60% респондентов), в то время как члены общины ассоциируют Церковь в первую очередь как общину, соединяющую Бога и людей. Эти данные еще раз свидетельствуют о том, что церковная община является реальной референтной группой, поскольку не только ценности, но и связи внутри данной группы важны для членов общины.

Восприятие Церкви группой преподавателей подтверждает гипотезу настоящей работы о том, что ситуативная диспозиция является преимущественно начальной стадией церковной социализации личности.

[table id=4 /]

Подавляющее большинство членов общины не мыслят себя христианами без Церкви, что указывает на их институциализированность, в противоположность группе преподавателей, ответы которых равномерно распределились по всем предложенным им вариантам. Необходимо отметь, что содержание полученных ответов также обусловлено и разницей в восприятии Церкви, характерной для двух групп.

[table id=5 /]

Данные таблицы подтверждают гипотезы исследования о том, что в составе агентов церковной социализации ключевыми являются те агенты, которые репрезентируют Церковь на уровне личности.

[table id=7 /]

В блоке ответов четко выделяются группа конвергентных ценностей, присущая двум группам. Это ценности семьи, нравственности, дружбы.

Ответы выявляют различающиеся ценности, в оценке веры — 0% среди преподавателей и 37% членов общины, и в оценке любви — 0% преподавателей и 50% членов общины, что, по нашему мнению, свидетельствуют об интериоризации христианских ценностей группой членов общины. Это подтверждается и особенностью ответов по данному вопросу членов общины. Среди предложенных только ими ответов были такие как «радость», «счастье», «понимание», «щедрость», «открытость», «доверие», «хорошие отношения».

[table id=10 /]

Ответы респондентов указывают на повышение значимости христианского окружения в процессе церковной социализации: количество не интересующихся конфессиональной принадлежностью уменьшается с 90% до 40%. Следовательно, группа членов общины при установлении социальных связей включает в качестве значимых факторов, определяющих содержание и уровень общения принадлежность своего контрагента к той или иной конфессии. Для группы преподавателей эти вопросы являются незначимыми.

[table id=9 /]

Ответы на данный вопрос показывают, что для членов общины существует область значимых фактов, предопределяющих необходимость наставника. Данный ответ также указывает на наличие неинституциализированных агентов церковной социализации. Именно в силу их неинституциализированности они не являются значимыми для группы преподавателей, воспринимающих Церковь, прежде всего, как определенный социальный институт.

[table id=8 /]

Респонденты по данному вопросу называли и сами темы, которые они предлагают для беседы. Так, группа преподавателей указала следующие темы: история христианства, религиозный конфликт, библейские, мораль. Направленность тем, обозначенных членами христианской общины, качественно иная: Бог, значение Церкви, спасение, послания ап. Павла, праздники.

Мы можем говорить об экстериоризационном характере тем в выборе членами общины. Более подробно этот факт раскрывает шестнадцатый вопрос анкеты, выявляющий значимость для личности соотнесения своей веры с догматическим и каноническим вероучением Церкви.

Подтверждают данный вывод и ответы, полученные на вопрос №20, направленный на определение степени образованности в церковной проблематике:

[table id=11 /]

Ответы по данному вопросу раскрывают степень институциализированности и интериоризации личности в процессе церковной социализации. Важным фактом является то, что из 67% преподавателей, определивших себя православными (вопрос №2), только 23% заявили о догматическом содержании своей веры.

Ответы по данному вопросу являются достаточно информативными, т.к. 70% преподавателей заявляют о понимании и знании сути христианского учения (при том, что догматически согласны с учением Церкви — 23%), в то время как в общине это значение — 63%. Это свидетельствует об отсутствии внутренней интериоризации христианских ценностей для группы преподавателей.

[table id=12 /]

Ответы группы преподавателей указывают на церковную неинституциализированность данной группы респондентов. При том, что 33% из них знают, к какому приходу они относятся, только 13% интересуются нуждами своего прихода. Необходимо отметить соотношение между интересующимися нуждами свого прихода — 13% и декларирующих себя христианами преподавателей — 67%.

[table id=14 /]

Анализируя данные ответы, мы обнаруживаем конвергентность большинства факторов, определяющих значимость семейной традиции. Расхождение наблюдается по позициям «молитва», «благотворительность», «христианское воспитание», «дисциплина». Данные ответы свидетельствуют об интериоризации христианских ценностей в процессе церковной социализации. Вместе с тем, полученные данные ставят вопрос о соотнесенности семейной религиозности, которая может быть практически самодостаточной (учитывая ответы на вопросы о значении семьи, семейных традиций) и церковной религиозности. Очевидно, что они могут не совпадать. Данное исследование выявляет факт такой разницы.

[table id=16 /]

Данные ответов по этому вопросу подтверждают многочисленные исследования в области социологии религии, выделяющие 3 — 7% категорию «практикующих христиан» в постсоветском обществе. По мере постановки специальных вопросов, определяющих критерии соотнесения человека с Церковью, мы видим неизменные числа, характеризующие состав группы общины и постоянно сужающийся круг преподавателей, отвечающий таким критериям. 7% — это крайний пороговый показатель для данной группы.

Вместе с тем, при ответе на вопрос № 49, определяющий степени значимости для христианина участия в Таинствах и молитве, ответы распределились следующим образом.

[table id=18 /]

Это свидетельствует о сознании подавляющим большинством преподавателей важности и таинств и участия в церковной молитве для христиан. Такая ситуация создает известное напряжение между церковной интериоризацией и экстериоризацией. Важно отметить, что при анализе ответов респондентов группы преподавателей на протяжении всего исследования меняются постоянно цифры, обнаруживающие негативное или отрицательное отношение респондентов к религиозным фактам (по вопросу №2 — 27% не христиане, по вопросу №5 — 6% неверующих, по вопросу №6 —33% не нуждаются в обществе христиан, по вопросу №11 — у 7% не существует христианских традиций в семье, по вопросу №13 — 7% не нужен духовный наставник, по вопросу №13 — 13% не празднуют христианские праздники, по вопросу №4 — 26% не молятся, по вопросу №22— для 13% Церковь не входит в их жизнь, по вопросу №42 — для 13% христианская культура не имеет личного значения, по вопросу №46 — для 13% христианские взгляды не распространяются ни на одну из сфер повседневной жизни, по вопросу №52 — 10% считают, что христианин не может быть профессионалом на работе, по вопросу №54 — для 43% не существует никакой связи между богослужением и своей повседневной жизнью.

[table id=19 /]

[table id=20 /]

[table id=21 /]

Ответы респондентов по данному вопросу подтверждают гипотезу исследования: успешной социализацией личности с участием Церкви является та, в которой с равномерной интенсивностью задействованы агенты социализации, представляющие Церковь в личном и безличном плане. Основным агентом социализации для группы преподавателей является семья, в то время как члены группы прихода указывают на присутствие самых различных агентов церковной социализации, влияющих на их идентичность.

[table id=22 /]

Ответы по данному вопросу подтверждают обозначенную ранее дисфункцию в процессе церковной социализации. Идентификация – экстериоризация, минуя процесс интериоризации приводит либо к ситуативной диспозиции, либо к диспозиции обобщенных социальных установок, но не к осознанно-репрезентационной. В ответах на этот вопрос снова ясно выражена зона конвергентных форм ценностей, объединяющих «нравственное поведение». «Нравственное поведение» для группы преподавателей настолько же, как и для членов общины связано с Церковью.

[table id=23 /]

Ответы на этот вопрос указывают на индивидуализацию веры у группы преподавателей.

[table id=24 /]

Ответы указывают на факт внутреннего значения, которое имеют воскресные школы. Их деятельность направлена исключительно на членов общины, и никакого значения вне прихода не имеет. Школы становятся агентами церковной социализации только на каком-то определенном этапе, когда личность осознает значимость этого фактора.

[table id=25 /]

Священнослужители как агенты социализации также становятся таковыми только на определенном этапе. 20% респондентов из группы преподавателей имеет возможность общения со священнослужителями 1 раз в месяц и чаще, в то время как такое общение является нормой для 50% членов общины.

Следующий блок вопросов посвящен изучению доступности информации о Церкви.

[table id=26 /]

Разница по подавляющему большинству позиций между членами прихода и группой преподавателей составляет в два и более раза. Члены общины более чутко улавливают предмет проповеди, м.б., восполняя его заданными установками. Группа преподавателей делает акцент на нравственной стороне проповеди, что вполне согласуется с их установками, определенными семейной религиозностью. Меньшее значение преподаватели уделяют таким предметам проповеди, как Иисус Христос, любовь, в то время как для членов общины ответы по этим позициям являются максимальными в процентном соотношении.

[table id=27 /]

Как преподаватели, так и члены общины настаивают в своих ответах на широте и достаточности информации получаемой ими из разных источников. Разница в этом случае также носит качественный характер, определяемый большей степенью доверия и большей доступностью для членов общины внутрицерковной информации. На данное обстоятельство указывают ответы, полученные на вопрос № 28 анкеты, определяющий доступность информации, формирующей представление о Церкви:

[table id=28 /]

Представляется, что процент тех, кто считает информацию о Церкви недоступной среди преподавателей — 43% и среди членов общины — 30% — достаточно высок, что определяет дисфункции в процессе церковной социализации. Усугубляется данное обстоятельство и оценкой респондентами степени использования Церковью возможностей СМИ для проповеди в ответах на вопрос №29:

[table id=29 /]

Для Церкви это тревожная информация. Причем, у членов общины проявляется гораздо более критическое отношение к данному вопросу, чем у преподавателей.

[table id=30 /]

[table id=31 /]

При сопоставлении данных таблиц по вопросам №№ 30, 31 оказывается, что существует достаточно большая разница между оценкой общества в целом и собственного окружения респондентов. У преподавателей происходит снижение оценки общества как христианского с 17 до 10 %. У членов общины это значение повышается с 7% до 13%. 67% преподавателей называют белорусское общество частично христианским. При этом свое окружение более христианским, чем не христианским считают 53% преподавателей, а более не христианским, чем христианским — 23%. 73% членов общины считают белорусское общество частично христианским, но при этом свое окружение более христианским, чем нехристианским называют только 47%, а 33% свое окружение называют более нехристианским, чем христианским. Полученные данные указывают на существование некой области переменных значений, когда одни и те же факты могут интерпретироваться как христианские со стороны группы преподавателей и как нехристианские со стороны членов общины. Представляется что это также указание на существующую дисфункцию в процессе церковной социализации.

[table id=32 /]

Данные таблицы подтверждают уже выясненный факт того, что преподаватели в целом не нуждаются в общении с другими христианами, и указывают на определяющее значение такого общения для членов общины.

[table id=33 /]

Как выясняется из данных таблицы, существует связь между определением респондентами из группы преподавателей и Церковью основывается на двух значимых факторах: на связи респондента с семьей (30%) и на внутреннем их убеждении о своей принадлежности к Церкви. У членов общины эти основания дополняются множеством иных, указывающих на их институциональные связи внутри Церкви: это община, священник, друг, семья (причем значение семьи возрастает по сравнению с группой преподавателей).

[table id=34 /]

Данные таблицы говорят о высокой оценке внимания Церкви к приходящим к ней у членов общины и о сравнительно невысокой оценке этой характеристики у преподавателей. Если учитывать ответы на вопросы о доступности информации о Церкви и о характере получаемой респондентами информации о Церкви, то отчасти данное расхождение объясняется, в первую очередь, разными позициями, занимаемыми данными группами людей по отношению к Церкви.

Аналогично обстоит ситуация и с ответами на вопрос №35 анкеты о факте открытости православного прихода для общения:

[table id=35 /]

Ответы на вопрос №36 «Нормативная система какой социальной группы или силы оказывает прямое влияние на формирование Вашей системы ценностей?

» дают результаты ранжирования социальных агентов, формирующих систему ценностей личности:

[table id=36 /]

График 1.

Значимость профессионального коллектива (ряд 1 — преподаватели, ряд 2 — члены общины)

График 2.

Значимость семьи

График 3.

Значимость общины

 

 

График 4.

Значимость группы друзей

Данные, полученные из ответов на этот вопрос, свидетельствуют о том, что и члены прихода, и преподаватели приблизительно одинаково оценивают значение семьи, друзей и профессиональных коллективов в формировании их системы ценностей, и по-разному — значение общины.

Приблизительно одинаковые ответы дали респонденты двух групп на вопрос №37 о том, почему они считают свою семью христианской. Расхождение начинается с момента, когда вопросы касаются институциональных обязанностей христиан, которые, как выясняется из предыдущих ответов, не являются значимыми для группы респондентов из числа преподавателей. Безусловно, что данная ситуация свидетельствует о характере семейной религиозности группы преподавателей.

[table id=37 /]

[table id=38 /]

Смыслообразующие ценности обладают признаками конвергентности для двух групп. Различия обуславливаются разной степенью церковной социализации респондентов из двух групп.

Вопрос №39 ставился с целью определения факта необходимости соотношения церковной и светской социализации личности для нормального развития личности:

[table id=39 /]

Ответы на данный вопрос указывают на открытость и доброжелательность респондентов к двум разным процессам и отсутствие каких-либо противоречий между ними.

[table id=40 /]

Т.о., институты семьи, священства, выполняют роль главных агентов церковной социализации с точки зрения преподавателей. Интересно, что если 80% преподавателей указывают на семью, как на фактор, определяющий мировоззрение респондентов, то только 53% из них считают, что семья воспитывает человека. Для членов общины эти показатели прямо противоположны: семья не принимает такой роли в формировании мировоззрения, зато 80% членов прихода считают очень важной воспитательную функцию семьи.

[table id=41 /]

Респонденты из группы преподавателей выказывают в целом недоверие священникам, только 13% относятся к ним как к предстоятелям Церкви. Преобладает культурно-гуманное отношение (57%). Подавляющее большинство членов общины признают канонический статус священников.

[table id=42 /]

Респонденты обеих групп признают наличие христианской культуры и ее высокое значение для себя. Этот факт является одним из элементов основы церковной социализации.

[table id=43 /]

2/3 преподавателей смогли назвать такую книгу. Для 37% такой книгой является Библия. Ответы остальных практически не повторялись, в основном указывались различные произведения художественной литературы и такие фильмы, как «Андрей Рублев» и фильмы, транслируемые по каналу «Дискавери». Респонденты из числа членов общины указали на Библию в 27% случаев. Остальные ответы касались богословской литературы, упоминались такие авторы как митрополит Антоний Сурожский, диакон Андрей Кураев, протоиерей Александр Мень, жития святых.

[table id=44 /]

43% преподавателей назвали себя прихожанами, это при том, что только 7% из них посещают Церковь раз в месяц и чаще. Для членов общины этот статус назывался в 83 % случаях, и это при том, то еще 17% указали на себя как на помощника и еще 13% — как на активного члена прихода.

[table id=45 /]

В определении мотивов поведения респонденты двух групп также во многом единодушны, за исключением отношения к заповедям. 67% членов прихода пытаются руководствоваться заповедями против 27% преподавателей.

Та же мотивация поведения обнаруживается при сложных жизненных ситуациях.

[table id=46 /]

[table id=47 /]

Для членов общины характерно в ответах на данный вопрос большее единодушие и согласие относительно того, что практически все сферы жизни человека должны быть соотнесены с их христианским званием. Уровень церковной социализации группы преподавателей является причиной низких показателей их социальной активности в рамках их христианской идентичности.

[table id=48 /]

Не смотря на желание членов прихода оценивать все происходящее в общественной жизни с точки зрения христианства, только 47 % из них признают, что Церковь принимает активное участие в общественной жизни, 43% соглашаются с тем, что христиане принимают участие в общественной жизни, но неактивно и неохотно.  Только 33% преподавателей считают, что Церковь принимает участие в общественной жизни, и 60% из них считает такое участие со стороны Церкви неактивным и неохотным.

[table id=49 /]

На наш взгляд, ответы представляют достаточно важную информацию, свидетельствующую о протекающем процессе интериоризации личности. Отстаивание своих убеждений – более низкое среди преподавателей и более высокое среди членов общины, — обозначает напряженность, существующую между различными областями жизни одной личности. При ответе на вопрос № 53. конфликт идентичности респонденты указали такие факторы, противоречащие их званию христианина, которые приведены в таблице:

[table id=50 /]

[table id=51 /]

Данные, приведенные в таблице указывают на абсолютную конвергентность ценностей, присущих респондентам из обеих групп. Это обстоятельство является основой возможности органичной социализации членов различных социальных общностей.

На данное обстоятельство указывают и ответы по следующему вопросу № 52 о  факте связи между христианскими ценностями и профессиональной этикой

[table id=52 /]

[table id=53 /]

Разница в ответах между двумя группами респондентов обусловлена тем, что преподаватели находятся на разных стадиях церковной социализации, причем преимущественно на стадии обнаружения значимой социальной формы, когда Церковь предстает как внешний институт. В то же время члены общины не противополагают свою жизнь в Церкви жизни в обыденности.

[table id=54 /]

Таблица указывает на открытость групп респондентов воспитанию и доброжелательное отношение, что является большим резервом социализации.

[table id=55 /]

Выводы

1. Выводы по результатам исследования группы преподавателей:

Важно отметить, что при анализе ответов респондентов группы преподавателей на протяжении всего исследования постоянно меняются цифры, характеризующие как группу преподавателей, определивших себя в качестве «христиан», так и группу, определившую себя как «не христиане». Нам представляется необходимым выделить наиболее противоречивые данные, полученные в ходе исследования по данной группе респондентов.

67% респондентов считают себя православными христианами (вопрос №2), обладают внутренним убеждением в качестве критерия идентификации как христианина – 27%, убеждены в необходимости наличия связи с Церковью для возможности называть себя христианином — 23%, нуждаются в обществе других христиан — 17%, знают о своей принадлежности к конкретному приходу — 33%, интересуются нуждами своего прихода — 13%.

Указывают на существование христианского воспитания в семье — 20% респондентов, пытаются руководствоваться христианскими заповедями — 27%, утверждают о связи между богослужением и повседневной жизнью 7%, это же число респондентов посещают богослужения один раз в неделю.

По христианским праздникам участвуют в богослужении 30% респондентов, 23% молятся каждый день, утверждают о том, что знают суть христианского учения 70% преподавателей; 33% респондентов считают, что смысл жизни человека заключается в вере и что для христианина абсолютно важное значение имеет участие в церковных Таинствах.

В результате анализа данных, обнаруживается негативное отношение респондентов к религиозным фактам. Так, 27% — называют себя не христианами, 13% называют себя неверующими, 33% не нуждаются в обществе других христиан, 7% отмечают, что у них не существует христианских традиций в семье, 7% не нуждаются в  духовном наставнике, 13% не празднуют  христианские праздники, 26% — не молятся, 13% отвечают, что Церковь не соприкасается с их жизнью, 13% признают, что христианская культура не имеет для них личного значения, для  13% христианские взгляды не влияют ни на одну из сфер повседневной жизни, 10% считают, что христианин не может быть профессионалом на работе, 43% отмечают отсутствие  связи между богослужением и  своей повседневной жизнью.

2. Для группы членов общины характерно четко определенная иерархия ценностей. Для 97% респондентов этой группы внутреннее убеждение является критерием определении себя как христианина. Для 77% членов православного прихода Церковь является в первую очередь общиной, объединяющей Боа и людей. 93% членов общины указывают на то, что без их связи с Церковью, они не могут называть себя христианами. 90% нуждаются в обществе других христиан. Вера для 90% респондентов данной группы имеет догматическое содержание. Подавляющее большинство из них посещает богослужения один раз в неделю. Для данной группы характерно высокая степень их взаимоотношений с институциональными агентами Церковной социализации. При этом значение светских агентов социализации не снижается, а значение личных церковных агентов социализации — возрастает (см. данные по вопросу № 40). В повседневном поведении пытаются руководствоваться совестью 100% респондентов данной группы,  77% членов прихода указывают, что их христианские взгляды распространяются на все сферы жизни. В основе представлений о Церкви у 97% респондентов лежит информация внутреннего порядка, полученная из церковных источников. Данная группа более глубоко по сравнению с группой преподавателей сознает проблемы Церкви во взаимодействии с обществом и более четко их формулирует. Так, 73% членов общины указывают на то, что Церковь недостаточно эффективно использует СМИ и указывает, что белорусское общество является только частично христианским.  Для группы членов общины  характерно большее стремление к личной независимости, стремление к общению с единомышленниками, фактор свободного духовного развития.  Снижается по сравнению с группой преподавателей у членов общины ценность таких факторов, как возможность решения общественных задач, общественного престижа профессии, профессиональной реализации.

Исходя из полученных данных, мы можем сделать следующие выводы:

  1. Группа респондентов из числа преподавателей лишь в незначительной степени может быть названа референтной группой, поскольку профессиональным ценностям и связям отводится одно из последних мест по значимости. Данная группа имеет размытую иерархизированную систему ценностей. Следовательно, мы можем говорить о кризисе идентичности в данной группе. Группа членов общины является реальной референтной группой, имеющей четкую ценностную структуру и систему связей внутри группы.
  2. Также необходимо отметить, что группа преподавателей находится на разных уровнях церковной социализации, внутри группы респондентов, называвших себя христианами обнаруживается градация по различным уровням церковной социализации, о чем свидетельствует противоречивость приведенных выше ответов. Идентификация личности на разных уровнях церковной социализации происходит под воздействием разных агентов церковной социализации: институциональных и личных.
  3. Результаты исследования указывают на четко проявляющуюся дисфункцию церковной социализации группы преподавателей. 70% из них знают суть христианства и считают себя христианами, но осознанно-репрезентационной диспозицией обладают только около 10% респондентов. Возникает напряженность «вера — знание — поступки», являющаяся важным фактором социализации личности. Данная дисфункция отсутствует в группе членов общины.
  4. Вторая дисфункция заключается в том, что личность находится в сфере воздействия различных агентов: церковных институциональных агентов, личных агентов церковной социализации и светских. Дисфункция заключается в том, что некоторые агенты имеют двойственный характер (например, семья), что в случае доминирующего воздействия такого агента на личность, приводит к конфликту идентичности личности. К примеру, 80% респондентов из группы преподавателей указывают на факт празднования христианских праздников в семье, при том, что только 30% респондентов в эти дни посещают богослужение.
  5. Значимость воздействия институциональных агентов церковной социализации на группу преподавателей возрастает по мере социализации, при том, что значение светских агентов социализации остается неизменным, а значение личных церковных агентов социализации пропорционально возрастает. Данное утверждение, раскрывают ответы на вопросы №№ 5, 6, 21, 33, 36, 40.
  6. Исследование выявляет, что среди методов трансмиссии церковной социализации основными выступают межличностные контакты  и спонтанное воздействие на личность социокультурной среды, включающей в себя христианские ценности. Фактор целенаправленного воздействия на личность институциональных церковных агентов социализации нивелирован.
  7. Исследование показывает наличие сферы конвергентных ценностей в двух контрольных группах. Можно утверждать, что светское общество в достаточной степени открыто процессу церковной социализации.
  8. Вместе с тем, исследование указывает и на наличие у двух групп дивергентных ценностей. Природа дивергентности ценностей в рассматриваемом случае носит сложный характер: дивергентные ценности не являются противоположными, но являются таковыми в силу приобретения ими абсолютного значения. Так, например, празднование праздника является положительной ценностью, но будучи лишенной связи с богослужением, становится по отношению к богослужению дивергентной ценностью.

Оставить ответ